В г. М.Л. Гаспаров заметил: «Массовая культура – это все-таки лучше, чем массовое бескультурье» . <...> Через четыре года тот же выдающийся ученый заявил, что «насущная потребность в научнопопулярной литературе виднее с каждым днем. <...> Вот издательство «Вече» выпускает «популярную коллекцию „ великих“» с весьма определенными установками: антидемократическими, антиинтеллигентскими, однозначно антизападными (хотя существование веча в Киевской Руси было одним из раннедемократических признаков, сближавших ее с Западной Европой), ура-патриотическими, т.е. требующими восхваления России как за хорошее, так и за плохое коммунистическими вплоть до оголтело сталинистских М., . <...> . По сути, это национализм – «детская болезнь в истории народа» (Там же. <...> . № . С. ). эпохи» () – на обложке подзаголовок напечатан даже в виде «Вся правда о великой эпохе» – к Брежневу и его окружению предъявляется (для «объективности») ряд претензий, но главными отрицательными персонажами выступают Хрущев, Андропов и Горбачев заодно с Ельциным, а главным положительным – Сталин. <...> Апологетическими книгами о «вожде народов» завалены ларьки, обслуживающие книжные распродажи. <...> Дон Кихот (второй части романа о нем) – «главный положительный герой мировой литературы» (с. ), с чем, пожалуй, еще можно согласиться, и «идеальный герой евангельского типа», появившийся «в годы вопиющего разложения европейского христианского общества, на закате эпохи пап-меценатов, скомпрометировавших римскую курию во всемирном масштабе <…> и спровоцировавших Реформацию, которая, в свою очередь, не только залила континент потоками крови, но и положила начало процветающим ныне всеобщим атеизму, индивидуализму и нигилизму» (с. ) <...> . Виноваты в этом как папство и Реформация , так и литература, причем не одна лишь ренессансная, пусть она и была гениальной: «<…> <...> «Когда усложнение общественной жизни потребовало большей <...>