КАК СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЗНАНИЯМИ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ А.А. <...> Башлыков (ЗАО "ВНИИСТ–Нефтегазпроект") Введение Современные системы человеко-машинного оперативного управления сложными нефтепроводными системами (НС) позволяют накапливать и хранить не только данные о состоянии этих систем, но и знания: о методах оценки этих состояний, диагностировании возникающих нештатных состояний, прогнозировании путей развития нештатных состояний и принципах принятия управляющих решений [1, 2]. <...> Эти знания используются автоматизированными системами диспетчерского контроля и управления (СДКУ) для интеллектуальной информационной поддержки лиц, принимающих решения (ЛПР), к которым относится оперативно-диспетчерский персонал НС [3–6]. <...> Другими словами, симбиоз человека и СДКУ требует наличия согласованности во взаимодействии систем автоматизации и человека-оператора при оценке ситуаций на НС и принятии правильных управляющих решений. <...> Такая согласованность может быть достигнута только при наличии единой модели оперативной деятельности ЛПР и СДКУ, базирующейся на технологическом регламенте управления и автоматизации НС и представленной в виде баз знаний [7, 8]. <...> . Интерпретация таких формализмов в существующем виде недостижима для оперативного диспетчерского персонала и требует разработки новых методов представления знаний, которые бы однозначно понимались и интерпретировались ЛПР в согласованности с данными, генерируемыми средствами интеллектуальной информационной поддержки принятия управляющих решений (СППР) в СДКУ. <...> Этот подход основан на теории интеллекткарт (mind-map), разработанных Т. <...> Бьюзеном и нашедших широкое применение в различных системах человеко-машинного управления [5, 11–17]. <...> Особенности восприятия информации ЛПР в человеко-машинных системах управления Известно, что внешняя <...>