ВЕ РНИСАЖ «З–С» Елена Генерозова Чудеса и диковины «Библиотекарь», Джузеппе Арчимбольдо, 1565 год, холст, масло. <...> Замок Скоклостер, Швеция (смотри III страницу обложки). серию абстрактных портретов, созданных для двора императора Священной Римской империи Максимилиана II. <...> Антропоморфные портреты, выполненные художником в тот период, так или иначе связывали профессиональный или жизненный статус модели и объекты, которые выбирались для создания образа – цветы, овощи, фрукты, утварь, орудия труда и тому подобное. <...> В том же ряду – работы «Юрист» и «Повар», однако «Библиотекаря» отличает одно важное свойство, более у Арчимбольдо не встречающееся – в нем нет ничего природного, ни одной детали. <...> Картина выполнена в жесткой, геометрической форме – прямо кубизм – и вся фигура и облик «библиотекаря» рисуют нам человека подозрительного, педантичного, настоящего книжного червя. <...> Его тело и лицо – стопка книг на фоне серо-голубого занавеса, затканного картушами. <...> Глаза – костяные ключи с брелоками (очевидно, от книжных шкафов), борода – меховые метелки для смахивания пыли. <...> Сатира, неотъемлемая спутница Картина «Библиотекарь» входит в интересованных в приобретении книг, чем в их чтении». <...> В 1957 году историк искусства Свен Альфонс первым сделал вывод о том, что на этом портрете изображен Вольфганг Лазиус (1514—1565), гуманист и историк, служивший при дворе династии Габсбургов. <...> Говорят, что любовь Лазиуса к книгам балансировала на грани одержимости и страсть к накопительству пыльных томов частенько выливалась в воровство и вымогательство – вот каковы были библиотекари в древние времена! <...> Исследователь творчества Арчимбольдо Бенно Гейгер охарактеризовал картину «Библиотекарь» как «триумф абстрактного искусства в XVI веке». <...> Действительно, никто до Арчимбольдо (и много столетий после него) не расширял границы формы и содержания до таких абстрактных высот. <...> Искусствовед Элхард предположил, что картина, ставшая «неотъемлемой <...>