O ПОСТАХЪ П Р А В 0 С Л А В Н 0 Й ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВЙ. поп КАІІНЛаТЭЧА) АДЧЭОІj >7НЛ | ллэтонаамл -S-O-! <...> РОССНЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ШТІЖ
0 постахъ православной восточной церкви. <...> Вольшая часть сочиненій, занимающихся изсл дованіемъ о христіанскихъ постахъ, разсматриваетъ это учрежденіе за первыя времена его существованія и им етъ д ло лишь съ зачатками той сложной системы, которая установнлась впосл дствіи и заняла опред леиное м сто въ состав церковнаго года. <...> Тамъ им ли въ виду разъясяить основанія хрнстіанскихъ постовъ, какъ изв стнаго явленія церковной жизни, доказать ихъ право на существованіе п установить обще-обязательное значеніе. <...> Бъ ряду этихъ посл дпихъ наибол е видное м сто займутъ греческіе типики съ богатымъ запасомъ заключающихся въ пихъ св д ній о постахъ и способ ихъ провожденія, а зат мъ и другія церковно-служебныи книги и сборники. <...> Къ. мен е изв стнымъ ирниадлежали: постъ, сл довавшііі за пятидесятницею и продолжаишійся одну нед лю, постъ передъ праздникомъ Богоявленія, а въ т хъ м стностяхъ. гд отд льно отъ него праздновался день рождества Христова,—постт. предъ-рождественскій неизв стной продолжительностл,— и вообще въ канупн болыпихъ праздниковъ. <...> Кром того, было въ обыча держать постъ передт. ирннятіемъ крещенія, лицамъ подвергавшимся покаяліго и въ особенныхт. случаяхъ по нязначо.нію цор-
—
3 —
ковной ішісти. <...> Бъ <...>
О_постах_православной_восточной_церкви.pdf
ятз
20 14
І^
^л
^Л І
^ ^«Л:*
Стр.1
20
^ U
6
14
И. Аіансвстовъ.
O ПОСТАХЪ
ПРАВ0СЛАВН0Й
ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВЙ.
поп
КАІІНЛаТЭЧА)
ллэтонаамл
-S-O-!АДЧЭОІj
>7НЛ
|
^
МОСКВА.
Типографія М. Г. Волчанииова (быв. М. Н. Лаврова и К0
Леоптьев. nop., д. Лаврова.
),
Стр.2
2006259303
Печатано іш опред ленію Сов та МОСЕОВСКОЙ Духовной Академіи.
Академіп Ректогъ Протоіерсй С. Смирнові.
РОССНЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА
ШТІЖ
Стр.3
0 постахъ православной восточной церкви.
Вольшая часть сочиненій, занимающихся изсл дованіемъ
о христіанскихъ постахъ, разсматриваетъ это
учрежденіе за первыя времена его существованія и
им етъ д ло лишь съ зачатками той сложной системы,
которая установнлась впосл дствіи и заняла
опред леиное м сто въ состав церковнаго года.
Обратить веиыаніе на эту посл днюю сторону д ла
и разъяснить ее исторически составляетъ задачу,
весьма важпую какъ вообще по своему содержанію,
такъ и особенно по отношенію къ практик греко-восточной
церквн и еялитургическимъучрежденіямъ. Прн
такой постановк вопроса изсл дователю приходится
считаться съ ипого рода источниками, ч мъ т , которыыи
располагали нсторики первоначальной эпохн
этого учрежденія, и пресл довать иныя ц ли. Тамъ
им ли въ виду разъясяить основанія хрнстіанскихъ
постовъ, какъ изв стнаго явленія церковной жизни,
доказать ихъ право на существованіе п установить
обще-обязательное значеніе. Намъ н тъ нужди им ть
д ло съ этими вопросами и пускаться въ разъясиеі^іе
историческихъ основъ этого учрежденія: наша ц ль—
нросл дить его судьбу на христіанскомъ восток въ
такъ-называемую визаытійскую эпоху и выясиить его
положеніе въ практик греко-русской церкви. Перво-христіанской
эпохи мы будемъ касаться лишь наі
Стр.4
4
2 —
столыш, пасколько это нужно, чтобы иривссти въ
связь поздн йшую дерковную практику съ первоначальною
п опред лить исходный пунктъ правилъ и
обычаевъ относителыю поста въ церковныхъ уставахъ.
Что касается источннковъ, которымн мы будемъ
полі.зоваться, то болынинство ихъ относится къ
византійской церковнон литератур и къ ііроизведеиіямъ
литургическаго содержанія. Бъ ряду этихъ посл
дпихъ наибол е видное м сто займутъ греческіе
типики съ богатымъ запасомъ заключающихся въ
пихъ св д ній о постахъ и способ ихъ провожденія,
а зат мъ и другія церковно-служебныи книги и
сборники.
1.
Обзоръисточниковъ.
Въ первые четыре в ка обще-обязательными и обще
распространенными постами у христіанъ были:
иостъ предпасхальный, сначала въ состав одной НРд
ли, или даже н сколышхъ дней перо.дт. пасхою
(тасг/а отсшршс.ііо ), а, потомъ—въ объоы шести или
семн нед ль. близко подходившій къ числу сорока
дней; зат мъ середа и пятница каждоіі нед лн, какъ
деи стояній (dies stationum), т. е. усиленной молитвы
и воздержанія. Къ. мен е изв стнымъ ирниадлежали:
постъ, сл довавшііі за пятидесятницею и продолжаишійся
одну нед лю, постъ передъ праздникомъ Богоявленія,
а въ т хъ м стностяхъ. гд отд льно отъ
него праздновался день рождества Христова,—постт.
предъ-рождественскій неизв стной продолжительностл,—
и вообще въ канупн болыпихъ праздниковъ.
Кром того, было въ обыча держать постъ передт.
ирннятіемъ крещенія, лицамъ подвергавшимся покаяліго
и въ особенныхт. случаяхъ по нязначо.нію цор
Стр.5