12’23 СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО АКТА «ПОЖЕЛАНИЕ/ПОЗДРАВЛЕНИЕ» (ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО, НЕМЕЦКОГО, ИСПАНСКОГО И ИТАЛЬЯНСКОГО ЯЗЫКОВ) О. А. Ярцева Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 30 января 2015 г. Аннотация: статья посвящена анализу единиц речевого этикета в соотношении с теорией речевых актов и их воплощению в современной коммуникации. <...> Раскрывается содержание таких понятий, как речевой акт «пожелание» и «поздравление», а также описываются особенности реализации этих речевых актов в русском, немецком, испанском и итальянском языках, что позволяет выявить наиболее типичные национально-культурные особенности исследуемых формул речевого этикета. <...> В рамках настоящей работы мы рассматриваем единицы речевого этикета в соотношении с теорией речевых актов, поскольку это позволит выявить наиболее типичные национально-культурные и психологические особенности исследуемых формул речевого этикета. <...> Прагматическая функция речевого акта характеризует его как акт воздействия говорящей личности на среду, себя саму и/или на адресата» [1, с. <...> Серль в установленной им классификации речевых актов на основании социального параметра вежливости выделяет общий тип речевых актов – экспрессивы. <...> Серль определяет иллокутивную цель этих актов как выражения психологического состояния, психологической реакции говорящего на положение дел или поведение адресата речи. <...> Выражение психологической реакции говорящего в классификации Серля является ведущим признаком экспрессивов как актов социального этикета. <...> К ним относятся исследуемые в этой работе речевые акты «пожелание» и «поздравление» как единицы речевого взаимодейс© Ярцева О. А., 2015 твия, заданные внешними социальными факторами. <...> Серля, т.е. экспрессивные речевые акты рассматриваются как самостоятельный класс, включающий разнообразные единицы, подразделяемые на этикетные речевые акты и речевые <...>