Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология  / №1 2015

Б. П. БАЛУЕВ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРАВОГО НАРОДНИЧЕСТВА (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМокшин
Страниц5
ID507956
Аннотацияв данной статье рассматривается современная историография правого течения в народничестве; анализируется вклад в изучение истории «либерального» народничества конца ХIХ – начала ХХ в. историка Б. П. Балуева.
УДК329.14(47+57)
Мокшин, Г.Н. Б. П. БАЛУЕВ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРАВОГО НАРОДНИЧЕСТВА / Г.Н. Мокшин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология .— 2015 .— №1 .— С. 100-104 .— URL: https://rucont.ru/efd/507956 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мокшин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 8 сентября 2014 г. Аннотация: в данной статье рассматривается современная историография правого течения в народничестве; анализируется вклад в изучение истории «либерального» народничества конца ХIХ – начала ХХ в. историка Б. П. Балуева. <...> Борис Петрович Балуев (1930–2007) – видный российский историк, доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института российской истории РАН (Москва), автор первой обобщающей монографии по истории «либерального» народничества, основанной не на ленинских цитатах, а на анализе трудов его главных теоретиков – Н. К. Михайловского, И. И. Каблица, В. П. Воронцова, С. Н. Кривенко и др. <...> По убежде нию Балуева, все они (от Каблица до Михайловского) по сути своей крестьянские демократы. <...> А это значит, что эволюцию народничества он связывал с изменением социальной природы русского крестьянства – его постепенным обуржуазиванием. <...> Всех правых народников, по Балуеву, роднят такие типологические черты, как «осознанная отстраненность» от подпольных и тем более террористических методов борьбы, вполне лояльное отношение к «малым делам» (несмотря на теоретическое их осуждение Михайловским и его сторонниками) и, наконец, апелляция к вла стям по поводу сохранения общинных устоев в деревне [1, с. <...> Поэтому историк не счел возможным отказываться от традиционного именования этих народников «либеральными». <...> «Сразу огово римся, – пишет Балуев в главе “Историография проблемы”, – что встречаю щееся ино гда в нашей научной литературе для обозначения этого направле ния общест венной мысли название “легальное народничество” мы считаем не вполне © Мокшин Г. Н., 2015 100 кор ректным и правомерным, ибо легальность или нелегальность – это показатель формы, а не существа направления» [1, c. <...> Как раз в это время в историографии народничества утверждается теория модернизации, активным проводником которой стал визави Балуева – В. В. Зверев <...>