2013, №1 УДК 882 – 311.4 «СЕМАНТИКА ВОЛКА» ОБРАЗА ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН» (МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) © 2013 Е.М. Никитина Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Поступила в редакцию 20.2.2013 года Аннотация: Рассмотрены анималистические характеристики образа Григория Мелехова в соотнесении с мифопоэтическим аспектом национальной и мировой художественной культуры. <...> Выделены типологические слагаемые «семантики волка» в образе героя «Тихого Дона», исходя из устойчивых смысловых определений, отрефлексированных в различных источниках и исследованиях. <...> В шолоховедении неоднократно отмечалось, что на страницах «Тихого Дона» присутствуют множественные анималистические характеристики человеческих образов-персонажей. <...> Это наблюдается как в авторских определениях, так и в характеристике героями друг друга. <...> В этом ряду среди диких животных, безусловно, лидирует образ волка, причем большинство таких «проекций» направлено на образ главного героя – Григория Мелехова. <...> В связи с этим закономерно, что современные исследователи в отдельных случаях акцентируют присущее образу Григория «волчье начало». <...> Указывается, например, что «Человеку-волку присущи такие стержневые качества, как бесстрашие, благородство, бескомпромиссность, активность жизненной позиции, борьба за правду, высокие нравственные идеалы. <...> В других случаях анализ образа Григория Мелехова как «человека-волка» закономерно приводит к выводу о том, что волчьи черты, присущие шолоховскому герою изначально, «укрупняют», «ужесточают» образную картину Гражданской войны в контексте литературного процес© Е.М. Никитина, 2013 82 са 1920–1930 х гг. <...> . Заслуживают, на наш взгляд, внимания и отмечаемые исследователями черты своеобразного «странничества» героев романа в еще более широком контексте национальной и мировой художественной культуры [3, 13]. <...> В связи с этим актуальным представляется <...>