Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №1 2013

НАБОКОВ – ГОЙЯ: ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ КОРРЕЛЯЦИИ В РОМАНЕ «ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ» (1938) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДмитриенко
Страниц5
ID507683
АннотацияСтатья О.А. Дмитриенко посвящена интермедиальным аллюзиям и корреляциям – принципу взаимодействия романа В. Набокова «Приглашение на казнь» и серии офортов Ф. Гойи «Капричос». Основная идея «Капричос», явленная в листе № 43 с надписью «Сон разума рождает чудовищ» и подготовительных рисунках к нему; концепция, воплощенная в серии офортов – трагическое ощущение борьбы света и мрака, художника и мучающих его чудовищ, – очевидный интермедиальный источник романа Набокова «Приглашение на казнь». Интерес Набокова к Гойе мог быть как непосредственным, так и опосредованным: к творчеству Гойи обращались Теофиль Готье, Шарль Бодлер, офорты серии «Капричос» были чрезвычайно популярны в 10-е годы ХХ века. Формой «присутствия» Гойи в литературе чаще всего был экфрасис. В своей русскоязычной прозе Набоков избирает более свободные, в отличие от экфрасиса, формы взаимодействия литературы и изобразительного искусства – интермедиальные аллюзии и корреляции, рассчитанные на узнавание, разгадывание и активное сотворчество читателя.
УДК882
Дмитриенко, О.А. НАБОКОВ – ГОЙЯ: ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ КОРРЕЛЯЦИИ В РОМАНЕ «ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ» (1938) / О.А. Дмитриенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2013 .— №1 .— С. 32-36 .— URL: https://rucont.ru/efd/507683 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дмитриенко посвящена интермедиальным аллюзиям и корреляциям – принципу взаимодействия романа В. Набокова <...> Основная идея «Капричос», явленная в листе № 43 с надписью «Сон разума рождает чудовищ» и подготовительных рисунках к нему; концепция, воплощенная в серии офортов – трагическое ощущение борьбы света и мрака, художника и мучающих его чудовищ, – очевидный интермедиальный источник романа Набокова «Приглашение на казнь». <...> Интерес Набокова к Гойе мог быть как непосредственным, так и опосредованным: к творчеству Гойи обращались Теофиль Готье, Шарль Бодлер, офорты серии «Капричос» были чрезвычайно популярны в 10-е годы ХХ века. <...> Формой «присутствия» Гойи в литературе чаще всего был экфрасис. <...> В своей русскоязычной прозе Набоков избирает более свободные, в отличие от экфрасиса, формы взаимодействия литературы и изобразительного искусства – интермедиальные аллюзии и корреляции, рассчитанные на узнавание, разгадывание и активное сотворчество читателя. <...> Ключевые слова: Интермедиальные аллюзии, корреляции, традиция средневековых сакральных эмблемат, философское обобщение вневременного характера. <...> Высшая мечта автора: превратить читателя в зрителя, – достигается ли это когда-нибудь? <...> Как известно, «Капричос» – это целый мир образов, следующих один за другим на восьмидесяти трех листах. <...> Таким образом, в офортах Гойи связываются воедино визуальный образ (рисунок) и вербальный (комментарий), развивается традиция средневековых сакральных эмблемат, для которых обязательным было присутствие «надписи» (titulus, inscriptio, motto, lemma), то есть короткой фразы на латинском ВЕСТНИК ВГУ. <...> Традиция эмблемат имеет фольклорно-фарсовый инвариант развития – испанский народный лубок алелуйас. <...> Рассмотрим, например, знаменитую сатиру на лицемерие и трюкачество монахов проповедников – лист 53 «Какие золотые уста»: Гойя изобразил проповедующего с кафедры попугая, окруженного уродливыми и льстивыми слушателями, выражающими <...>