2013, №2 УДК 82.0 ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАТЕКСТА СКАЗКИ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СБОРНИКА ОЛЬГИ ЛУКАС «ЗОЛУШКИ НА ГРАНИ») © 2013 И.В. Шарапова Аннотация: эта статья исследует преобразование заговора литературной сказки Ш. <...> Перро «Золушка» в процессе создания метатекста в условиях современной социальной и культурной ситуации. <...> Ключевые слова: трансформация сюжета, система образов, субъектная организация текста, элементы сюжета, подмена героев. <...> Лукас «Золушки на грани», вышедший в 2007 г., привлек внимание критиков и обозревателей отдела литературы самых разных изданий [См. <...> Почему именно история Золушки, всем знакомая с детства, вызвала подобный резонанс? <...> М.В. Загидуллина вводит для описания механизмов порождения сюжетов массовой литературы понятие «сюжетного облака», которое предполагает «вычленение во всем массиве доминант, характерных для определенных периодов времени» [1, 25]. <...> Из 79 сказок, созданных Лукас, лишь 13 представляют собой цикл с трансформированным сюжетом сказки о Золушке в редакции Шарля Перро, однако именно «обрабатываемый в современном ключе сюжет о Золушке» сквозной нитью проходит через весь сборник [См: 3] При этом автор «…имеет дело не с канонической фигурой Золушки, а с представлением о «золушках», определяющим приоритеты массового ума. <...> И если каноническая Золушка, как живой человеческий образ, должна была воплощать ценностные основания нашей жизни, то золушка-как-представление имеет дело всего лишь с предрассудками, как раз мешающими человеку сосредоточиться на сущностном проживании отпущенных дней. у Лукас износ канона дублирован его профанацией в глянцевом сознании» [2, 150]. <...> Название первой сказки о Золушке задает тон и определяет напряженность действия и лейтмотив всех сказок цикла: «Дедлайн». <...> Золушки Лукас – это активные современные девушки, © И.В. Шарапова, 2013 108 готовые к переменам, находящиеся в напряженном состоянии накануне критических событий. <...> Отношения Золушки и феи («Фея наносит <...>