06 ЖАНРОВЫЕ МАРКЕРЫ ГОРОДСКОГО РОМАНСА В ПОЭЗИИ А.А. <...> БЛОКА © 2013 Е.В. Чернова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 12 мая 2013 г. Аннотация: В статье выявлены и проанализированы художественные функции жанровых маркеров городского романса в поэзии А. <...> Блока: мотивов и деталей жестокого и элегического романса, характерных образов и средств выразительности «цыганского» романса, типологических черт героев «новой фольклорной песни». <...> Сделаны выводы о роли элементов поэтики народного романса в воплощении поэтического замысла А. <...> Блока, оформлении его лирической картины мира в её динамике. <...> Блок, городской романс, жанр, лирика, литература и фольклор Abstract: The article is focused on artistic functions of genre markers of urban romance in the poetry of A.Blok: the motives and details of of cruel and elegiac romance, typical images and expressive means of “gypsy” romance, typological features of the “new folk songs’” heroes. <...> Block, urban romance, a genre, poetry, literature and folklore В поэтическом творчестве «трагического тенора эпохи» Александра Блока встречаются разнородные культурные тенденции и лирические потоки. <...> Значительнейшую роль в воплощении идеи «трилогии вочеловечивания» Блока играет стихия фольклора и в частности – мотивы и образы городского романса. <...> Каковы художественные функции жанровых маркеров (мотивов, образов, деталей) народного романса в поэзии Александра Блока? <...> Ответ на этот вопрос позволит постичь новые грани поэтического замысла ряда произведений великого символиста. <...> Романс обрел столь многогранное воплощение в поэтическом мире Блока, что его творчество справедливо названо М.С. Петровским «вершиной романсовости в русской поэзии». <...> В свете того факта, что на рубеже XIX–XX вв. романс в массовом бытовании достиг расцвета и был наиболее заметным явлением в элитарном и народном песенном репертуаре, естественно замечание исследователя о том, что «Блок сознательно соизмерял свою лирику с массовым бытовым романсом, который ему, поэту с преимущественно слуховым восприятием действительности, был хорошо <...>