2013, №2 УДК 81 ‘ 42; 801.7 ТЕКСТООБРАЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖАНРА «ПСАЛОМ» В ДАННЫХ СМЫСЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПСАЛМА №50) © 2013 Ю.Л.Пономарева Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 мая 2013 г. Аннотация: анализируется текст жанра «псалом» и выявляется смысловая модель строения текста, уровни, отношения и функции единиц речи в тексте данного жанра. <...> Псалом 50 называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении, он входит в состав повечерия, полунощницы и третьего часа. <...> Наблюдается основная форма древнееврейского стиха – дистихон (стих, состоящий из двух параллельных членов, причем мысль, выраженная в первом члене, получает то или иное подкрепление и освещение в другом члене). <...> Энциклопедический смысл псалма (тема всего произведения): покаяние перед Богом (помилуй – очисти – отврати – созижди – обнови –не отвержи – не отыми – воздаждь – утверди – избави). <...> Контекстуальный смысл молитвы (микротема данной молитвы) заключается в надежде на избавления от греха в результате искреннего и глубокого покаяния (знаю – выну – очищуся – убелюся – не уничижит). <...> Ситуативный смысл (отражает сведения об участниках ситуации) выражается в осознании человеком греха и покаянном обращении к Богу (согреших – сотворих). <...> Обращается человек (Давид) (азъ – мя – ми) к Богу в трёх ипостасях (Боже – Господи – Тебе – пред Тобою – Твоего – Духа Твоего Святаго – Твоим – Духом Владычним – к Тебе – Бог). <...> Прагматическим смыслом текста (целью письменного речевого высказывания) является раскаяние в грехах перед Богом и надежде человека на помилование и спасение от греха (беззаконие – грех – от беззакония – от греха – паче снега – радость – сердце – язык – от кровей). <...> Образные смыслы не нейтральны, отмечаются метафоры: Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся – возрадуются кости смиренныя – возрадуется язык. <...> © Ю.Л.Пономарева, 2013 56 Партитура текстообразующих средств данного псалма <...>