«ПОСЛЕДНИЙ СРОК» © 2013 Т.А. Никонова Воронежский государственный университет Материал поступил в редакцию 15 июля 2013 года Аннотация: Статья рассматривает религиозные и мифологические мотивы в сюжете повести В.Распутина <...> , наличие или отсутствие которых связано с мировоззренческой рефлексией героев в русской прозе второй половины ХХ века, со сменой ее антропологической модели. <...> , прочно вошедшие в сознание читателя с 1970-х годов, ставят своих героев на границе жизни и смерти. <...> Повесть «Последний срок» самим названием акцентирует внимание на старухе Анне, время смерти которой вроде бы и приспело: «старухе было под восемьдесят» [1]. <...> Ситуация ожидания смерти актуализирует в сознании читателя тему последней и уже окончательной оценки прожитой человеком жизни, его «рая» или «ада». <...> Как правило, оценка эта – прерогатива не тех, кто уходит, а тех, кто остается. <...> И в этом плане их мировоззренческую рефлексию трудно переоценить. <...> Традиция же определила и критическую оценку детей Анны, диктовала обвинения в бездуховности, в утрате связи с истоками. <...> Истоки такой оценки заложены вроде бы в самом тексте – не случайно же главное слово второго, «лишнего» дня жизни старухи забыл/забыла, сопровождающее и мысли Анны о детях, и занятия ее детей. <...> Таким образом, внешне логично, по законам литературоведения, © Т.А. Никонова, 2013 46 обозначались два сюжетных пласта повести – сюжет Анны и сюжет ее детей, аксиологически не совпадающие друг с другом. <...> Для такого назидательного вывода вроде бы и не нужны были дополнительные доказательства. <...> Однако сегодня эта уже давняя повесть В. Распутина <...> И литературоведение, и читательское восприятие 1970-х, удовлетворившись эмоционально-нравственной оценкой, прошли мимо важного распутинского открытия. <...> Герои повести увидены автором на важном перекрестке нашей национальной истории [2]. <...> Крупнейший русский писатель второй половины ХХ века, В.Г. Распутин заговорил не о привычной смене поколений, но о смене <...>