Гладышева Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 апреля 2014 г. Аннотация: В статье анализируются портретные очерки М. А. Алданова о современниках, опубликованные в эмигрантских периодических изданиях. <...> Отмечаются умение публициста создать психологический портрет героя, раскрыть внутреннюю мотивацию его поступков, философская глубина замысла и авторских суждений. <...> Ключевые слова: М. А. Алданов, первая волна российской эмиграции, публицистика русского зарубежья, портретный очерк. <...> Марк Александрович Алданов (настоящая фамилия Ландау, 1886-1957) состоялся как писатель и публицист уже в эмиграции, уехав из России в 1919 г. Свое отношение к революции он выразил в публицистической книге «Армагеддон» (1918), сразу после выхода конфискованной большевиками, в сборнике очерков «Огонь и дым» (1922), который был написан вскоре после его отъезда из России. <...> Алданов, не принимавший любые проявления насилия, считал революцию самым жестоким явлением в истории, относился к ней как к исторической трагедии. <...> Пещера», роман «Истоки» и др.), его произведения печатались в лучшем «толстом» журнале русского зарубежья «Современные записки», его книги были переведены на 24 языка. <...> ежегодно выдвигал кандидатуру Алданова на Нобелевскую премию. <...> – считали, что Алданов сильнее как публицист, чем как писатель. <...> В начале Второй мировой войны он переезжает из Парижа в Нью-Йорк, печатается в газете «Новое русское слово», вместе с М. О. Цетлиным создает «Новый журнал», ставший преемником «Современ© Гладышева С. Н., 2014 ных записок». <...> Публицист представляет читателям человека со своим духовным миром, характером, которые раскрываются в общественно-значимых действиях, конкретных поступках, в различных биографических эпизодах, в речи, внешнем портрете героя. <...> – как деятели и события Французской революции и близких к ней эпох, так и современные политики, обще С. Н. Гладышева ственные деятели, пользующиеся недоброй известностью <...>