Фомина Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 апреля 2015 г. Аннотация: в статье исследуются невербальные сигналы оппозиционных персонажей повести Л. Толстого <...> Особое внимание уделено противопоставлению Серпуховской – Холстомер: в поведении данных героев прослеживается смешение животного и человеческого. <...> Такой подход позволяет раскрыть центральные мотивы позднего творчества писателя. <...> Ключевые слова: антитеза, мотив ложной жизни, мотив игры, семантика жеста, естественный закон, разумное сознание. <...> «Холстомер» лежат противопоставление и соположение, на что не раз обращали внимание исследователи: «Параллелизм – самое, пожалуй, общее выражение композиционного формата повести; это целый комплекс – либо противовесов (контраст, антитеза), либо соответствий (подобие, тождество), а нередко и причудливых совмещений, гибридов антитезы и тождества» [1]. <...> Отметим противопоставленные образы: Серпуховской – Холстомер, Серпуховской «тогда» – Серпуховской «теперь», Холстомер «тогда» – Холстомер «теперь», Серпуховской – коннозаводчик, мать Холстомера – волчица, Холстомер – другие лошади. <...> Антитеза Серпуховской – Холстомер раскрывает центральный для позднего творчества Толстого мотив – мотив ложной жизни. <...> Серпуховской руководствуется в жизни ложными принципами, он стремится лишь к тому, чтобы удовлетворить животные потребности. <...> В трактате «О жизни», который относится к тому же периоду творчества писателя, Толстой размышляет об отличии человека от животного. <...> По его мнению, «ложное учение» убедило человека в том, что «жизнь его есть период времени от рождения до смерти; и, глядя на видимую жизнь животных, он смешал представления о видимой жизни с своим сознанием и совершенно уверился в том, что эта видимая жизнь и есть его жизнь» [3, 341], в связи с чем стремится удовлетворить лишь личное, животное благо. <...> Истинная жизнь связана с «разумным сознанием», которое указывает на иное <...>