УДК 821.162.3.09 ДРАМАТУРГИЯ КАРЕЛА ЧАПЕКА: ПРОГНОЗЫ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О. В. <...> Тихонова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 февраля 2015 г. Аннотация: в статье рассматриваются проблемы человека и цивилизации XX века в контексте фантастического в драматургии К. Чапека <...> Делается вывод об общих чертах двух пьес и константах мировоззрения Чапека-фантаста и сатирика. <...> Abstract: the article covers the problem of a person and of the 20th century civilization from the sciencefiction perspective in Karel Čapek’s drama. <...> The conclusion is made about the common features of the two plays under consideration and about Čapek’s science-fiction and satirical view of the world. <...> Драматургия Карела Чапека отражает приоритеты его творчества в целом и соотносится с произведениями 1920-х («Фабрика Абсолюта», «Кракатит») и 30-х гг. <...> («Война с саламандрами», «Метеор», драма «Белая болезнь»), которые в полной мере питаются сложнейшей проблематикой времени. <...> Названные произведения чешского писателя рассматриваются литературоведами в русле фантастической и сатирической традиции, что, бесспорно, обоснованно. <...> На наш взгляд, Карел Чапек – один из классиков первой половины XX века, которому удалось продолжить традиции западноевропейской «высокой сатиры», олицетворением которой являются Свифт, Гофман, По, Г. Манн. <...> Отличительная черта её – первостепенное значение не только и не столько современных, актуальных для эпохи вопросов, а общезначимых, универсальных, приоритет общечеловеческих проблем, для постановки которых современность − только повод и материал. <...> Нам представляется интересным акцентировать именно этот аспект двух его драм. <...> Поэтому мы выделили представляющиеся нам доминантными в них проблемы человека, путей цивилизации и божественного. <...> Фантастическое начало задано в драмах исходной ситуацией. <...> «RUR» − пьеса-антиутопия, рисующая удалённый от мира остров, на котором некая «Россумская Корпорация» производит совершенный вид биологических роботов (слово введено Чапеком), своего рода «искусственных людей», «человеческих механизмов <...>