«ЛЕТО ГОСПОДНЕ» Т. А. Никонова, Е. В. Юденкова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 12 октября 2015 г. Аннотация: в статье первая часть романа И. С. Шмелева «Лето Господне» «Праздники» рассмотрена с точки зрения формирования человеческой личности ценностями православного мира и семьи, воспринимающимися как противостояние классовым требованиям формирующейся советской литературы. <...> Русская литература в результате революции могучим семейством, созданный благословенными и гражданской войны оказалась разъятой на два трудами многих и многих поколений» [1,150]., – отнепримиримых потока – советскую и литературу мечает И. А. Бунин, – стал СССР, поглотивший само русского зарубежья. <...> Оба потока разнились не толь- имя России; место семьи и дома занял класс, коллекко идеологически, но прежде всего аксиологически. тив, поставивший перед собой задачу воспитания Долгие десятилетия предстояло существовать в со- «нового» человека [2]. стоянии политической конфронтации литературе Герой, рожденный революционными боями, метрополии (советской России) и зарубежья. <...> Он стремился быть лидером, остро ощущал всех ценностей, в том числе и в области художествен- себя частью исторического времени и был мало ной. <...> И. А. Бунин в речи, произнесенной в Париже 16 представим в мирной, бытовой среде. <...> Такая харакфевраля 1924 года «Миссия русской эмиграции», теристика относима прежде всего к «орнаментальотметил, прежде всего, базовые потери, понесенные ной» прозе, к «героическому эпосу» начала 1920-х не только Россией, но и Европой: «Произошло велигодов. <...> Причину этого падения он видит ственным тормозом художественного развития. в подмене главных общечеловеческих ценностей Литература начала вглядываться в своего героя, интернациональными лозунгами, теперь претенду- реального человека революционной эпохи. <...> Место ющими «быть знаменем всех наций и дать миру, обобщенного, нередко опоэтизированного и романвзамен <...>