Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторЛитвинов
Страниц15
ID506529
Аннотацияв статье ставится вопрос о пределах корректного, т.е. релевантного своему предмету, использования категории «масса» в современных социально-философских исследованиях. Отсылка в аргументации на магическое отношение, покрывающее бесконечность разрыва между актуальностью толпы и потенциальностью массы, рассматривается в качестве базисной для теорий массового сознания. В статье анализируется знаковый для современной культуры процесс смещения от спонтанности полагания к логике воспроизводства
УДК101.1:316.77
Литвинов, М.Ф. НЕПРЕРЫВНОСТЬ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / М.Ф. Литвинов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия .— 2013 .— №1 .— С. 57-71 .— URL: https://rucont.ru/efd/506529 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Научные доклады УДК 101.1:316.77 НЕПРЕРЫВНОСТЬ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ М. Ф. <...> В статье анализируется знаковый для современной культуры процесс смещения от спонтанности полагания к логике воспроизводства. <...> №.1 Научные доклады лению, полагающему новую абстракцию в «описании» еще более абстрактного социального бытия. <...> Естественным образом ограничив «массу» толпой, непосредственностью тесного контакта, протекающего всегда в рамках определенного «реального» (но не виртуального) пространства, Тард противопоставляет этой одномерной социальной стихийности коллективную связь более высокого (культурного или «публичного») порядка, освобождая себя от навязчивости пессимистичного тона в рассуждениях об упадке «современных» нравов. <...> Тем самым, утверждая общность взглядов и ценностных установок (безусловно, лишь в той или иной степени) непосредственно не взаимодействующих индивидов, Тард теоретически дает возможность воссоздать ее и без привлечения непрерывности реального контакта, необходимой для конституирования одномерной социальной «массы». <...> Конститутивным для психологической научной мысли стало утверждение психического (к которому, как к своему основанию, безусловно, относятся и субъективные переживания и чувства) в качестве чего-то объективированного, а значит, внешнего и трансцендентного не столько разумной природе человека, сколько уже самим переживаниям индивида, рассматриваемым лишь как последствия действий скрытых психических механизмов: вот та почва, на которой появляется психологистическое и овеществленное бессознательное психологии. <...> Поэтому нет никакой существенной разницы между сторонниками так называемого «психологизма» и ярыми его противниками: все они в итоге оставляют отъединенными те стороны «человеческой реальности», которые «философия как строгая наука» определяет как чистые структуры (трансцендентального) сознания и все-таки «психическое», габитуальное, задействуемое <...>