Сулимов, И. В. Черниговских Воронежский государственный университет инженерных технологий Поступила в редакцию 12 мая 2014 г. Аннотация: статья посвящена рассмотрению антисистемных тенденций современного мира. <...> Используя в качестве примера зародившийся и популярный в США «черный ислам», авторы обнаруживают возможность возникновения подобных движений в любой точке мира, связывая это с процессом глобализации и распространенным ныне постмодернизмом. <...> В наши дни, в эпоху стремительной глобализации, взаимопроник136 новения различных обществ и культур под лозунгами экономического партнерства очень актуально звучит вопрос о будущем «единого человечества». <...> Человечество состоит из этносов (по терминологии Л. Н. Гумилева) или культурно-исторических типов (по выражению Н. Я. Данилевского), которые взаимодействуют между собой и влияют друг на друга. <...> Их отношения могут носить самый различный характер: от вооруженного противостояния до векового экономического и политического сотрудничества. <...> Однако превратить различные этносы и культуры в по-настоящему единое общество не удавалось еще никому: ни римским императорам, ни багдадским халифам, ни европейским колонизаторам. <...> Теперь, для того чтобы познакомиться с жизнью общества, расположенного на другом материке, говорящего на непонятном языке и относящегося к другой расе и религии, вовсе не обязательно быть отважным путешественником, достаточно лишь вклю© Сулимов С. И., Черниговских И. В., 2014 2014. <...> № 3 Научные сообщения чить телевизор или посетить один из многочисленных интернет-сайтов. <...> Но на деле возникают вопросы: формируется ли единое человечество и какие идеи будут доминировать в глобальном мире, если всеобщая интеграция всё же состоится? <...> Прежде чем говорить о будущем человечества, необходимо уточнить такие ключевые для понимания процесса межкультурного взаимодействия термины, как «этнос», «субэтнос», «суперэтнос» и «антисистема». <...> «Этнос – устойчивый <...>