Научные сообщения УДК 008.001:21 ОНТОЛОГИЯ ФРАГМЕНТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Д. С. <...> Ахунзянова Костромской государственный технологический университет Поступила в редакцию 13 апреля 2015 г. Аннотация: статья посвящена исследованию фрагмента как особого литературного жанра в целом и в творчестве Д. С. Мережковского в частности. <...> Реконструкция онтологических значений данного жанра позволяет по-новому интерпретировать культурно-семантическую концептосферу писателя. <...> Ключевые слова: Д. С. Мережковский, фрагмент как литературный жанр, фрагментарная целостность, визуализация «разорванного сознания». <...> Каждый художественный роман Д. С. Мережковского представляет собой жизнеописание героя, воплощающего своей судьбой движение по духовному пути человечества, проверяющего и испытывающего возможность посредством обожения и слияния с духовной субстанцией через искреннее и свободное соединение со Христом обрести спасение и достичь духовного абсолюта в Царстве Божием. <...> Подобная идея заставляет писателя искать новую форму, которая будет органично выражать его духовные представления о мире и человеке. <...> Образец такой синкретичной формы Д. С. Мережковский находит в творчестве романтиков. <...> С йенской школой романтизма связывают развитие фрагмента как специфичного литературного жанра. <...> В 1798 г. Фридрих Шлегель опубликовал в «Атенеуме» рецензию, анализирующую структуру «Годов учения Вильгельма Мейстера» И. В. Гете. <...> Уже первый абзац этой рецензии 59 заканчивается следующим образом: «Способ изображения – вот благодаря чему даже самое ограниченное представляется вместе с тем совершенно самостоятельным существом и лишь иной стороной, видоизменением всеобщей и единой при всех превращениях человеческой природы, малой частью бесконечного мира. <...> Теургизм концептуально малого подчеркивал и сам И. В. Гете: «. <...> Человек, поставленный на вершину природы, в свою очередь начи© Ахунзянова Ф. Т., 2015 Вестник ВГУ. <...> Серия: Философия <...>