НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ УДК 82.091 ЮРИДИКО-ЭТИЧЕСКИЕ «АРХАИЗМЫ» СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ А. В. <...> Арапов, Воронежский государственный университет С. Н. Хорунжий Воронежская областная Дума, Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 12 января 2015 г. Аннотация: абсолютизация права в качестве основного и единственного регулятора общественной жизни приводит в конечном счете к постепенному замещению норм морали и нравственности регулятивными и охранительными нормами законодательного акта. <...> При отрицании глубинных корней происхождения норм морали и нравственности мы отвергаем также источники норм современного законодательства. <...> В случае выбора такого пути развития общества мы исключаем из системы своих ценностей не только «архаичную» мораль, но и справедливость, которые изначально лежали в истоках современного права и культуры европейской цивилизации, т.е. своим настоящим отрицаем прошлое и тем самым ставим под большой вопрос наше общее будущее. <...> Мораль, и нравственность так или иначе приводят нас к религиозным (или квазирелигиозным – государственно-идеологическим) ценностям, имеющим в своей основе иррациональное, священное происхождение. <...> Современная общественная и юридическая жизнь свидетельствует о происходящих существенных изменениях не только отдельных ценностных ориентаций, но и о формировании сравнительно новых юридикоэтических элементов правовой среды1 в целом [1; 2]. <...> 1 Под правовой средой здесь понимается совокупность общественных отношений, юридических связей, правовых доктрин и идей, правоприменительной практики, создающих предпосылки для правового поведения субъектов в соот© Арапов А. В., Хорунжий С. Н., 2015 2015. <...> № 1 Научные сообщения Причиной стала абсолютизация права в качестве основного и единственного регулятора общественной жизни. <...> Подобная форма юридического позитивизма приводит в конечном счете к постепенному замещению норм морали <...>