Научные сообщения УДК 111.85.7.01.78.01 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ: ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Е. А. <...> Капичина Брянский государственный технический университет Поступила в редакцию 16 марта 2015 г. Аннотация: в статье проанализирован феномен восприятия в контексте феноменолого-эстетической методологии. <...> Опираясь на гуссерлевскую феноменологию, автор подчеркивает ключевую роль восприятия в структуре сознания. <...> В установке феноменологической редукции выявляются данные структуры сознания, а эстетическое восприятие оказывается осознанием любой действительности. <...> Анализируя интенциональную структуру сознания как структуру интенционального переживания, выделяются базовые элементы, обусловливающие феноменолого-эстетический подход к проблеме восприятия. <...> Феноменология является одним из крупнейших философских учений ХХ в., создавших уникальную методологию анализа структуры человеческого сознания и фундаментальных основ его функционирования, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, а как чистое интенциональное смыслообразование. <...> Рассмотрим основные подходы к анализу проблемы восприятия в контексте феноменолого-эстетической методологии. <...> Поскольку проблема восприятия не является чисто гносеологической проблемой, а эстетика изучает чувственные формы постижения действительности, то © Капичина Е. А., 2016 89 Вестник ВГУ. <...> Серия: Философия 90 феноменолого-эстетический подход в данном случае является наиболее адекватной методологией научного анализа проблемы восприятия. <...> Встает проблема «чистого сознания» как матрицы, чистой сущности, основы, образующей мир идеального бытия, это сознание в его допредметной, досимволической форме. <...> Поэтому основополагающим принципом феноменологии становится принцип интенциональности, указывающий на то, что всякий акт сознания направлен на какой-то объект, при этом важно, что объект, на который направлен тот или иной акт сознания <...>