Кравец Институт менеджмента, маркетинга и финансов Поступила в редакцию 17 января 2013 г. Аннотация: систематизированы определения коммуникативной стратегии. <...> В управлении организационными коммуникациями (взаимодействием сотрудников внутри организации и во внешней среде) наметилась тенденция к стратегическому подходу. <...> Лэмпела [1], термин «стратегия» применяется достаточно широко (план, принцип поведения, позиция, перспектива, прием), а его распространение простирается не только на уровень организации, но и на уровень коммуникативного акта, что соответствует современной практике коммуникативного взаимодействия [2; 3]. <...> Исследование трактовок термина «коммуникативная стратегия» позволяет выделить следующие основные варианты его использования: выбранные для достижения цели принципы и типы коммуникации; долгосрочный коммуникативный план, интегрированный с общей стратегией фирмы. <...> Долгосрочное планирование организационных коммуникаций тесно связано с принципами и типами коммуникации (рис. <...> С одной стороны, базовые принципы и предпочитаемые руководством организации типы коммуникации обусловливают ориентиры коммуникативной стратегии, а в некоторых случаях могут приводить даже к изменению политик реализации функциональных стратегий [4]; с другой – поскольку коммуникативная стратегия является частью разрабатываемого стратегического плана органи© Кравец М. А., 2013 зации, принципы коммуникации, следуя новым целям, могут претерпевать кардинальные изменения при смене генеральной стратегии, например, при переходе от стратегии дифференциации к стратегии низких издержек. <...> Коммуникативная стратегия может быть представлена в виде долгосрочного плана, включающего одним из разделов описание долгосрочных принципов коммуникации. <...> Такой подход применяется в практике зарубежных компаний. <...> Однако в значительном числе случаев коммуникативная стратегия формулируется лишь в виде базовых долгосрочных <...>