Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 495892)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

"Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе ""Камчатка""..."

0   0
Первый авторГоловнин Василий Михайлович
Страниц80
ID5054
АннотацияЧасть первая
Кому рекомендованоСочинения
Головнин, В.М. "Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе ""Камчатка""..." : Описание / В.М. Головнин .— 1822 .— 80 с. — География

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Плавание от Кронштадта до Рио-Жанейро и пребывание в сем порте с замечаниями об оном Глава вторая. <...> Плавание от Рио-Жанейро около мыса Горна, прибытие в порт Каллао на берегу Перуанском и пребывание в оном Глава третья. <...> Плавание от Ново-Архангельска к крепости Росс, на берегу Нового Альбиона находящейся, оттуда в порт Монтерей и пребывание в оном Глава восьмая. <...> Плавание от Монтерея до порта Румянцева, пребывание в оном и плавание из оного до крепости Росс с замечаниями о Новом Альбионе Глава десятая. <...> Плавание от берегов Нового Альбиона до Сандвичевых островов и пребывание на оных Глава одиннадцатая. <...> Первое он успешно осуществил на шлюпе "Диана" в 1807--1811 годах {В. М. Головнин. <...> Головнину "для лучшего по сему соображения" была вручена карта "всех путей бывших доселе мореплавателей" {В. М. Головнин. <...> Головнин всегда тщательно выполнял возложенные на него обязанности, а на этот раз подготовке к предстоящему плаванию он уделил особое внимание. <...> 26 августа 1817 года шлюп "Камчатка" вышел из Кронштадта, а 5 сентября 1819 года Головнин с гордостью доносил морскому министру: "Шлюп "Камчатка", под моим начальством отправленный в 1817 году с разными поручениями в Северо-Восточный океан, совершив благополучно путешествие кругом света в два года и 11 дней, сего месяца 5 числа прибыл на Кронштадтский рейд: шлюп обстоит благополучно и экипаж оного находится в здоровом состоянии" {ЦГАВМФ, ф. <...> Записка капитана 2-го ранга Головнина о состоянии Российско-Американской компании в 1818 году. <...> Ярким примером тому может служить попытка захвата англичанами Сандвичевых (Гавайских) островов, подробно описанная Головниным. <...> Все русские моряки единодушно верили, что волна народного гнева избавит Перу и Чили от ига испанских колонизаторов и вдохновит на борьбу народы Мексики и Калифорнии, Филиппин и Марианских островов. <...> Испанское правительство направляло для подавления восставшего народа все новые и новые силы, но с каждым днем борьба народных <...>
Путешествие_вокруг_света,_совершенное_на_военном_шлюпе_Камчатка....pdf
Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе в 1817, 1818 и 1819 годах флота капитаном Головниным М., "Мысль", 1965. OCR Бычков М. Н. СОДЕРЖАНИЕ: Предисловие. В. Дивин, С. Осокин Предуведомление ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА ФЛОТА КАПИТАНА ГОЛОВНИИА Глава первая. Приготовление к путешествию. Плавание от Кронштадта до Рио-Жанейро и пребывание в сем порте с замечаниями об оном Глава вторая. Плавание от Рио-Жанейро около мыса Горна, прибытие в порт Каллао на берегу Перуанском и пребывание в оном Глава третья. Замечания о Лиме и Перу Глава четвертая. Плавание от Лимы до Петропавловской гавани. Пребывание в Камчатке с краткими замечаниями о сей области Глава пятая. Плавание из Петропавловской гавани к Беринговым островам, оттуда к западнейшему из островов Алеутских и вдоль всей гряды сей. Прибытие к острову Кадьяку и пребывание на оном с замечаниями о нем Глава шестая. Плавание от острова Кадьяка к северо-западным берегам Америки и пребывание в порте Ново-Архангельске с замечаниями об оном Глава седьмая. Плавание от Ново-Архангельска к крепости Росс, на берегу Нового Альбиона находящейся, оттуда в порт Монтерей и пребывание в оном Глава восьмая. Замечания о Калифорнии Глава девятая. Плавание от Монтерея до порта Румянцева, пребывание в оном и плавание из оного до крепости Росс с замечаниями о Новом Альбионе Глава десятая. Плавание от берегов Нового Альбиона до Сандвичевых островов и пребывание на оных Глава одиннадцатая. О Сандвичевых островах Глава двенадцатая. Плавание от Сандвичевых островов до острова Гуахана, пребывание на оном с замечаниями об островах Марианских. Плавание до Манилы и пребывание в сем порте Глава тринадцатая. О Маниле Глава четырнадцатая. Плавание от Манилы до острова Св. Елены с замечаниями об оном Глава пятнадцатая. Плавание от острова Св. Елены до острова Вознесения с замечаниями о сем последнем и от острова Вознесения до острова Фаяла, пребывание на оном. Замечания об Азорских островах Глава шестнадцатая, и последняя. Плавание от Азорских островов до Англии. Пребывание в Портсмуте и отбытие из оного. Переход до Копенгагена и оттуда до Кронштадта Прибавление Приложения Примечания и комментарии Таблица перевода мер Краткий словарь морских терминов Указатель географических названий Указатель имен ПРЕДИСЛОВИЕ Современные успехи науки и техники опираются на прочный фундамент, заложенный многими поколениями минувших веков. В этом проявляется непрерывность истории, неотделимость прошлого от настоящего и завтрашнего дня человеческого общества, его культуры. Однако каждое поколение не только вносило свой весомый вклад в познание мира, но и ставило перед грядущими поколениями много нерешенных задач. Если предшествующие достижения служили опорой для завоевания новых, то стремление осуществить выдвинутые жизнью, но не решенные прошлыми поколениями насущные проблемы заключало в себе одну из движущих пружин научного прогресса, оно побуждало людей к постоянным исканиям. Любое научное открытие всегда было результатом творческих поисков, самоотверженного труда. Так, техника радиосвязи, открытая в конце прошлого века А. С. Поповым, выглядит с вершин современной науки весьма несовершенной. Однако первые радиограммы, передававшиеся всего лишь на несколько сот метров, послужили могучим толчком к новым изобретениям. Христофор Колумб проложил дорогу к неведомой Америке. В результате многочисленных экспедиций после Колумба были открыты новые земли, острова, моря, проливы, уточнены представления о соотношении отдельных частей земного шара; на географической карте становилось все меньше белых пятен. В сокровищницу географических знаний о нашей планете огромный вклад внесли сыны русского народа. Бережно сохраняются в памяти нашего народа многие имена отечественных первооткрывателей. Среди них одно из видных мест принадлежит Василию Михайловичу Головнину, замечательному моряку и ученому, исследователю необозримых просторов Тихого океана. Василий Михайлович прожил сравнительно небольшую жизнь (1776--1831), но оставил глубокий след на многих сторонах морской теории и практики и государственной деятельности {О жизненном пути В.М. Головнина см. предисловие к кн. "Путешествие на шлюпе "Диана"". М., 1961.}. В 1790 году гардемарином участвовал в трех сражениях. В последующее время, будучи офицером, плавал по многим морям и океанам, руководил выдающимися морскими экспедициями. Отличаясь необыкновенной отвагой, постоянной готовностью к самопожертвованию во имя родины, мореплаватель был добр и сердечен в обращении с простыми людьми. "Присутствие духа в опасностях, решительность и быстрота в принятии мер для достижения предположенной цели, неутомимость в перенесении трудов, постоянство в дружбе, неизменная признательность к усердным сослуживцам и подчиненным, непоколебимая честность и благородство души -- вот свойства, отличавшие характер Головнина, как военного начальника и гражданина" {ЦГАВМФ, ф. 7, оп. 1, д. 2, л. 23.}, -- писал известный полярный исследователь Ф. Врангель. Особенно выделяются два кругосветных путешествия В. М. Головнина. Первое он успешно осуществил на шлюпе "Диана" в 1807--1811 годах {В. М. Головнин. Путешествие на шлюпе "Диана". М., 1961.}. В результате второго вояжа появилось обстоятельное сочинение, предлагаемое ныне читателю и содержащее много до того неизвестных научных данных по различным отраслям знаний. Перед экспедицией были поставлены обширные и разнообразные задачи. "Камчатке" предписывалось доставить разные грузы и запасы продовольствия в Петропавловский и Охотский порты. Толовнину поручалось подробно исследовать район Русской Америки, особенно от 60 до 63° северной широты. Необходимо было привести "в большее совершенство морские карты отдаленных тамошних мест". Командиру шлюпа "Камчатка" рекомендовалось, проходя Восточным океаном, располагать курсы "по тем местам, где никто из мореплавателей еще не проходил, или касаться тех мест, где прежние мореплаватели приметили признаки земли в той надежде, что, может быть, случай доставит... счастье открыть новые земли". Головнину "для лучшего по сему соображения" была вручена карта "всех путей бывших доселе мореплавателей" {В. М. Головнин. Сочинения и переводы. Прибавления ко второй части. Т. 3. СПб., 1864, стр. VI.}. В инструкции Государственного адмиралтейского департамента особо отмечалось, что во время плавания необходимо описать восточное побережье Камчатки от Авачинской губы до северной оконечности полуострова и далее азиатское побережье вплоть до Берингова пролива, который "никогда не был порядочно осмотрен". Экспедиции надлежало изучить условия жизни алеутов, для чего следовало совершить плавание к берегам Аляски и "описать неосмотренную часть американского берега". Головнин всегда тщательно выполнял возложенные на него обязанности, а на этот раз подготовке к предстоящему плаванию он уделил особое внимание. Причин этому было немало. Дело в том, что вскоре после Отечественной войны 1812 года в России, так же как и во многих западноевропейских государствах, наступила полоса черной реакции. Правительства всеми средствами пытались искоренить влияние свободолюбивых идей французской революции. Поставленный царем во главе государственного управления жестокий самодур Аракчеев насаждал произвол, шпионаж, наушничество, а в армии и флоте -- прусскую муштру. Александр I и его приближенные утверждали, что России флот не нужен.Моряки утрачивали свои боевые качества. Головнин был одним из наиболее одаренных военно-морских деятелей России того времени. В тяжелых условиях аракчеевского режима он понимал необходимость сильного флота для России. Прежде всего он обращал внимание на укрепление русских дальневосточных границ, считая, что правительство должно срочно принять меры к усилению безопасности Аляски, Алеутских и Курильских островов. В своем труде "О состоянии Российского флота в 1824 г." Василий Михайлович дал глубокий анализ причин упадка русского флота. Подписавшись псевдонимом "Мичман Мореходов", он изложил все то, о чем много думал, но не мог открыто написать начальству, ибо "в официальных бумагах не всегда можно всякую вещь назвать своим именем; откровенность такая, как известно, многим, сказать попросту, сломила шею" {Мичман Мореходов. О состоянии Российского флота в 1824 г. СПб., 1861, стр. 47.}. Характеризуя состояние флота в этот период, декабрист Д. И. Завалишин писал: "В Кронштадте все возмущало меня, так как все было пропитано невыразимыми злоупотреблениями. На каждом шагу я приходил по поводу их к неприятным столкновениям...Места старших начальников были заняты тогда людьми ничтожными (особенно
Стр.1