Особенно острыми в настоящее время оказались проблемы, связанные со средствами овладения общественными настроениями. <...> Возникновение новых политических элит, столкновение их друг с другом сопровождается информационной и идеологической экспансией, «баталиями» на страницах газет и телеэкранах, а основным оружием в этих «баталиях» оказывается язык, вернее, предоставляемыепим возможности. <...> В ряде современных исследований содержится анализ языковых приемов, с помощью которых достигается желаемый прагматический эффект и осуществляется целенаправленное речевое воздействие на массовую аудиторию в текстах СМИ [6–8]. <...> Однако речевое поведение политических лидеров современной России остается малоисследованным. <...> Представляется интересным рассмотреть особенности использования приемов и тактик манипулирования в речи современных российских политиков (Г. А. Явлинского, Г. А. Зюганова, Д. О. Рогозина, В. В. Жириновского, Б. Е. Немцова и др.) на материале видеозаписей их выступлений (телеинтервью, ток-шоу, теледебаты), в которых высок элемент спонтанности. <...> По нашим наблюдениям, в политической коммуникации манипуляция может использоваться в качестве стратегии, как специфическая установка на общение (и тогда тактика реализует манипулятивную стратегию), а может использоваться в качестве приема, как ситуативное и косвенное средство воздействия. <...> Л. Ю. Веретенкина, исследуя межличностное общение, определяет манипулятивную стратегию как развернутую во времени установку субъекта на общение, характеризующееся: 1) наличием явного и скрытого уровней воздействия с целью получения односторонней выгоды; 2) отношением к партнеру как к средству достижения собственных целей; 3) неосознанным характером поведения адресата (иногда и адресанта) [9]. <...> Однако, считает Л. Ю. Веретенкина, в межличностном общении манипулятивная стратегия проявляется редко, «так как манипулятор контролирует и свое поведение, скрывает истинные <...>