Развитый рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и закономерностей его развития. <...> Основными качественными характеристиками рынка являются емкость рынка и спрос на продукцию предприятия. <...> Определение спроса включает в себя оценку величины и структуры текущего спроса и перспективу его изменения. <...> Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуру рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг. <...> Понятие «потребительский рынок» в современной российской экономической литературе встречается с начала 90-х гг. <...> В числе первых исследований о российских региональных потребительских рынках следует назвать работы Р. И. Шнипера и А. С. Новоселова. <...> Авторы, давая определение понятия «потребительский рынок», отмечают, что «он представляет собой территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения» [1]. <...> В целом же по своей экономической сущности потребительский рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориальноадминистративного образования с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка. <...> Как и любому рынку, потребительскому рынку присущи соответствующая инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования. <...> Потребительский рынок классифицируется с учетом уровня детализации по 10 признакам: по объекту рыночных связей, по видам заключаемых сделок, по поведению покупателя, по физическим свойствам товаров, 52 ЭКОНОМИКА по общественному отношению, по географическому признаку, по формам собственности <...>