Экологическая безопасность Каспийского моря включает в себя охрану водных ресурсов, воздушного бассейна, земельных и биологических ресурсов и недр. <...> При нефтегазодобывающей деятельности (НГДД) загрязняющее воздействие на окружающую среду имеет место на всех стадиях производственного цикла – при геологоразведочных работах, бурении скважин, добыче нефти и газа, их подготовке и хранении, транспортировке и переработке. <...> Среди статистических данных по экологическим рискам разливов нефти и загрязнения морей за 1997 г. установлено 13 545 аварийных инцидентов в море, из них 180 завершились нефтяными разливами объемом 180 тыс. т (Патин, 2001. <...> В таблице приведены частота и объемы нефтяных разливов в зависимости от вида деятельности. <...> При этом принято считать, что поток нефти при авариях при производстве буровых и промысловых работ на само подъемной плавучей буровой установке не превышает 1 % от суммарного нефтяного потока. <...> Частота и объемы нефтяных разливов при НГ ДД в международном море* Средний Буровые работы Тип работ и операций и Операции по и перегрузке нефти Перекачка по трубам Танкерные перевозки суммарно Суммарно Количество разливов промысловые хранению 4 12 63 23 102 Общий объем разливов, т 762 30 952 49 660 78 000 159 374 объем одного разлива, т 191 2 579 788 3 391 1 562 * Составлено по данным IOSD, 1997; Etkin, 1999. <...> С учетом того, что на трансграничном шельфе проложено более 100 тыс. км трубопроводов для перекачки нефтепродуктов, вероятность аварий на трубопроводах (см. табл.) оценивается величиной 6,3·10–4 136 ЭКОЛОГИЯ км/год при разовых утечках до 800 т и суммарных потерях нефти около 50 тыс. т/год. <...> В частности, для проекта «Сахалин-2» (1997) аварии на нефтепроводах оцениваются вероятностью 1·10–3 утечек/км/год. <...> Тем не менее трубопроводы являются более безопасным способом транспортировки нефти по сравнению с танкерным, где вероятность аварий с разливом более 160 м3 нефти составляет 5,3·· 10–7 на километр маршрута танкера, иначе – около 160 м3 <...>