Образовательная система подготовки инженеров по эксплуатации подъемных сооружений (ПС) – кранов (различных типов), кранов-манипуляторов, лифтов, эскалаторов, грузолюдских подъемников и др. является неотъемлемой частью экономического, политического и культурного устройства страны. <...> Поэтому для оценки перспектив развития инженерного образования необходимо обосновать и установить в условиях рыночных отношений приоритетные направления образовательной государственной научно-технической, эколого-экономической и социальной стратегии в области ПС и способы их консолидации с национальной концепцией устойчивого безопасного развития на пути последовательной интеграции России с мировым сообществом [1]. <...> Актуальность поставленной задачи обусловлена тем, что ПС занимают третье печальное место по вкладу в аварийность технических систем: на 1-м горнорудная промышленность, на 2-м – нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. <...> Переход к устойчивому развитию страны предусматривает обеспечение сбалансированного решения социо-эколого-технических задач и проблем безопасности, предотвращения и защиты от аварий и катастроф, сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. <...> Значимым фактором здесь следует считать, что ПС, согласно Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)» [2], отнесены к опасным производственным объектам (см. <...> В связи с этим для подготовки инженеров по специальностям 150900* и 170900** требуется научно обоснованная система проектирования структуры и содержания обучения этих специалистов по безопасной эксплуатации ПС в природной и техногенной сферах. <...> При этом порядок подготовки и аттестации специалистов в области промышленной безопасности ПС определен «Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций <...>