Анализ сложной технической системы «судовой двигатель внутреннего сгорания». <...> Фундаментальным понятием современного системного анализа является понятие «сложная система». <...> В научной литературе о сложных системах [1–3 и др.] существует множество определений этого понятия. <...> Для отдельных случаев рассмотрения физических систем под сложной системой понимаются конкретные сложные технические системы (СТС), в нашем случае СТС – «судовой двигатель внутреннего сгорания» или «судовой дизель» (СДВС или СД). <...> В то же время, если иметь в виду характер появления, специфику использования и функционирования, у СДВС-системы наиболее рельефно проявляется ряд свойств, связанных с непосредственным ее назначением и применением. <...> Эти цели определяют основное назначение системы и характер ее функционирования. <...> Каждая подсистема (механизм газораспределения, механизм преобразования движения, подсистема охлаждения, подсистема смазки и т. д.) имеет свою специфическую цель, и в то же время она проектируется таким образом, чтобы работала ради достижения первой главной цели – выработки мощности, стоящей перед СДВС-системой в целом. <...> Стремление к возможно более полному удовлетворению потребностей эксплуатационников является второй главной целью СДВС-системы, ее целевым назначением. <...> Наличие управления – процесса целенаправленного формирования действий СДВС-системы и ее подсистем, который включает получение необходимой информации о самой системе, ее подсистемах и элементах, выработку решения (подача топлива; быстрый выход на устойчивые режимы работы; автоматический останов СДВС в случае возникновения перегрузок или аварийной ситуации и т. п.); постановку задач перед системой и ее подсистемами (передача командной и управляющей информации) и контроль исполнения. <...> Само управление осуществляется человеком (мотористом, механиком) или компьютером, который контролируется человеком. <...> Основным признаком иерархического <...>