Высокая стоимость изготовления, а также дефицитность материала валов и заготовок делают актуальной проблему восстановления их работоспособности. <...> Для деталей класса валов ответственного назначения наиболее приемлемым способом правки с точки зрения универсальности и обеспечения надежности и долговечности после ремонта является термомеханическая правка методом релаксации напряжений [1]. <...> Схема правки вала Правка заключается в том, что вал на участке его максимального искривления подвергается нагреву по всей окружности с последующим прогибом его при помощи нажимного приспособления в сторону, противоположную имеющемуся искривлению. <...> В процессе выдержки в материале вала происходят явления ползучести и релаксации, при которых часть упругой деформации переходит в пластическую. <...> Для описания явления релаксации в процессе термомеханической правки воспользуемся теорией упрочнения. <...> В теории упрочнения предпо134 RВ В МОРСКАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ лагается, что при фиксированной температуре существует зависимость между деформацией ползучести, ее скоростью и напряжением: F ε ε σ • п , п , = 0 . <...> Наиболее употребительным является степенной вариант теории упрочнения [2], согласно которому основное уравнение этой теории (1) записывается в виде ε ⋅ εa C σ⋅= • п п b , (2) где a , b, C – функции только температуры, определяемые с помощью кривых ползучести. <...> Из формулы (2) видно, что по мере увеличения ползучести ее скорость уменьшается, материал становится как бы более прочным (менее податливым), отсюда и название теории – теория упрочнения. <...> Получим выражение для деформации ползучести как функции напряжения и времени, для чего соотношение (2) перепишем следующим образом: εп d п a ⋅ ε = ⋅σ ⋅ dt . <...> C b (3) Рассмотрим случаи, когда напряжение и температура постоянны во времени. <...> В момент времени t = 0 вал мгновенно продеформирован и деформация ( ) E Проанализируем в рамках теории упрочнения процесс релаксации ε 0 σ= зафиксирована <...>