В связи с отсутствием исходных уравнений, содержащих в своей структуре связи всех основных влияющих факторов, для процесса моделирования используют анализ размерностей физических величин. <...> Тогда средняя интенсивность изнашивания деталей при возвратно-поступательном движении является функцией многих переменных, обработка которых методом теории размерностей приводит к следующему критериальному уравнению [1, 2]: I K см x m Фсм Φ =см = Φ Φ Φ Φ Φ х z y с γ ϕ н ш рв ф . h +1,7h Cи гр k µ R Ra2 a1 + 2 P hk ⋅ βPz 2 z 0,7 0,6 (1) – критерий, определяющий относительную величину смазочного слоя: ( ) , где µ – коэффициент динамической вязкости масла; β – пьезокоэффициент; (Rа1 2 + Rа2 поверхностей); hk (2) 2)0,5 – приведенный размер шероховатости; Rа1, Rа2 – среднее арифметическое отклонение профиля шероховатостей – высота поршневого кольца; линдровой втулки; hгр Cu – скорость скольжения поршня в месте максимального износа ци= 0,1 мкм – толщина граничного слоя смазки; Pz – нормальное напряжение сжатия. <...> Фнс – комплекс, характеризующий напряженное состояние в месте контакта поршневого кольца и втулки: Φ = нс H P z в , где Pz – нормальное напряжение сжатия; Нв – твердость материала. <...> Фвр Φ =вр t t в р , , где Rmax – наибольшая высота неровности профиля; r – приведенный радиус неровностей; – симплекс, учитывающий временные характеристики контакта: где tp – время разрушения контакта; tв – время восстановления контакта. <...> Фф–х – комплекс, характеризующий физико-химические процессы, протекающие на трущихся поверхностях, разрушение граничных смазочных и модифицированных материалов: Φ − = RT E ф х , (6) где R – газовая постоянная; T – абсолютная температура в контакте; E = Q – теплота абсорбции смазочных слоев. <...> E – энергия активации распада межатомных связей химически модифицированных слоев. <...> Для нахождения показателей степени проведены опыты на машине трения. <...> Герметичная машина МП-1 [3] представляет <...>