Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024

Историко-статистическое описание Обоянскаго Богородицко-Знаменскаго монастыря (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАнатолий
ИздательствоТип. М. М. Гордона
Страниц145
ID50459
Анатолий. Историко-статистическое описание Обоянскаго Богородицко-Знаменскаго монастыря / [Рыльский архим. Анатолий]; Анатолий .— : Тип. М. М. Гордона, 1882 .— 145 с. — URL: https://rucont.ru/efd/50459 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Б И Б Л И О Т Е К А 2006283071 I ч Р О С С И Й С К А Я ГОСУДАРСТВЕННАЯ Б И Б Л И О Т Е К А Начало Обоянскаго монастыря со всею точностію опред лиіь иельзя, по неим нію ясныхъ и точныхъ документальныкъ указаній и свид тельствъ. <...> Мы даже не можемъ напередъ сказать опред ленно, съ полною ув ренностію, что прежде: монастырь ли Обоянскій или городъ Обоянь? <...> - Принимая во вішмаиіе исторію пронсхождеиія другихъ нашихъ же Украинскихъ монастырей, мо кно было бы сказать, что ироисхожденіе и Обоянскаго монастыря—современно появленію города Обояни '). <...> Но можетъ случиться при изсл дованіи, что и самое имя города Обояни не можетъ быть объяснено, безъ связи его съ именемъ моиастыря Обоянскаго: является по этому. очевидная необходимость, для опред ленія по крайней м р бод е ііриблизительнаго времени появленія монастыря Обоянскаго, опред лить еще не опред леиыое 2 ) исторіею, время происхожденія самаго города Обояни, ііодходящими и пригодными для р шенія этого вопроса изъ многихъ а,анныхъ будутъ сл дующія: 1) Иоказаніе Карамзина, нашего отечественнаго исторіограФа, который встр тившись въ л тописяхъ 1) Ист. росс. іерар. ч. <...> Но поздп йшіе историки и пзсл дозатели отрчественной старины сталн теперь показыпать Вьяхань и Б яхань въ других'ь м стахъ и при томъ не близко отъ иашеіі Обояни, именно въ губерніяхъ —Полтавской, Черниговской и Харьковской 4 ), такъ что въ Ішстоящее время оіносителыю Б яхани Карамзина признано у ке установившимся то мн міе, что предиодожеиіе <...>
Историко-статистическое_описание_Обоянскаго_Богородицко-Знаменскаго_монастыря.pdf
20 327 ОТД ЛЫЬШ-оттискъ Изъ К'урор" ихъ--Епархіальныхъ р домоотеЙ за 1882 годъ. ИСТОРИКО-СТАТИСТИМЕСКОЕ і ^ Ш В ЛГОРОДЪ ТппограФІя М. М. Гордопа. III
Стр.1
1 ГОСУДАРСТВЕННА? БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКАЯ 2006283071 I ч РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА Начало Обоянскаго монастыря со всею точностію опред лиіь иельзя, по неим нію ясныхъ и точныхъ документальныкъ указаній и свид тельствъ. Мы даже не можемъ напередъ сказать опред ленно, съ полною ув ренностію, что прежде: монастырь ли Обоянскій или городъ Обоянь? - Принимая во вішмаиіе исторію пронсхождеиія другихъ нашихъ же Украинскихъ монастырей, мо кно было бы сказать, что ироисхожденіе и Обоянскаго монастыря—современно появленію города Обояни '). Но можетъ случиться при изсл дованіи, что и самое имя города Обояни не можетъ быть объяснено, безъ связи его съ именемъ моиастыря Обоянскаго: является по этому. очевидная необходимость, для опред ленія по крайней м р бод е ііриблизительнаго времени появленія монастыря Обоянскаго, опред лить еще не опред леиыое 2 ) исторіею, время происхожденія самаго города Обояни, ііодходящими и пригодными для р шенія этого вопроса изъ многихъ а,анныхъ будутъ сл дующія: 1) Иоказаніе Карамзина, нашего отечественнаго исторіограФа, который встр тившись въ л тописяхъ 1) Ист. росс. іерар. ч. 2 стр. XI, іго нзд. 1810 г. 2) Городск. Посел. (т. Ш, стр. 35, въ прпм.), гонорягвг «полагаютъ, что. . .• н—толысо!—
Стр.2
съ м стностію, иосившею названіе Вьлхапь или Б - яханъ, предполагалъ, что такое названіе им лъ н - когда нын шній городъ Обояиь 3 ) . Но поздп йшіе историки и пзсл дозатели отрчественной старины сталн теперь показыпать Вьяхань и Б яхань въ других'ь м стахъ и при томъ не близко отъ иашеіі Обояни, именно въ губерніяхъ —Полтавской, Черниговской и Харьковской 4 ), такъ что въ Ішстоящее время оіносителыю Б яхани Карамзина признано у ке установившимся то мн міе, что предиодожеиіе знаменитаго нашего исторіограФа, какъ основаиное только на н которомъ созвучіи имеиъ Б яхани и Обояни и, при томъ мен е. другихъ им ющее за собою доказательствъ, должно быть оставлено и забыто 5 ) , И такъ городъ Обояиь не можетъ похвалиться л - тоцисною древностію своего происхождеиія, каковую думалъ приписать ему учепый землякъ его. Другія показанія исторіи говорятъ намъ н что иное о немъ, только не о древности его. 2) До 1643 года, т. е- до того времеии, когда Русское Правительство начало устраивать въ «дикомъ пол > сторожевыо пункты или городки, для обезопашенія южиыхъ границъ отъ наб говъ татарскихъ,—мы еще не видимъ на м ст нын шней Обояни сторожеваго пункта, хотя въ то же время, въ росписи существонавшихъ уже сторожевыхъ пунктовъ показывается 17-я сторожа на Псл ; усть стараго Гатища, отъ города отъ Курска верстъ съ 80, 3) Пет. рос Госуд. Карахз. II, стр. 140, пріпі. 310 ІІ 318. 4) Арцыбыш. пов ств. о Россіи кн. 2, пріпг. 728;—Погодцца гасл д. о древи. городахъ пт. Ж. М. В. Д. 1848 г. ХХІП, 446; Исторііко-стат. опнс. Харьк. Еііар, архіеп. Филарета отд. Ш, стр. 409. 5) ropoACK.JIocw.-Ш, стр. 35, изд, 1863 года.
Стр.3
— 3 — на В лгородскои дорог 6 ). DIG показаніе уже даетъ намъ знать, что Обояни, даже въ качеств сторожеваго городка, въ иоказанное время еще не было. 3) He много позже 1643 года упоминается уже и городъ Обоянской. Въ межевой выписк на землю города Сумъ, относящейся къ 16іі7 году, между границами, простиравішімися вверхъ и внизъ no р к Пслу и по сторонамъ его по десятн вррстъ, указываеіся линіа «чрезъ Алешенку стеііью къ Синякову шляху на Вываренный курганъ, —а т мъ шляхомъ здятъ въ Рылескъ и Курескъ и во Обоянской ?)». 4) Въ грамот Царя Алекс я Михайловича, посланной Курскому воевод , Семену Алскс евичу Хитрово въ 7167 (т. е. 1659 году), no челобитью Курскаго Вогородичиаго мопаотыря Игумена Моисея 8 ), касательно освобожденія сего монастыря отъ платежа за убылыхъ людей (сосланныхъ, гіазнениыхъ, б глыхъ и умершихъ),---уііоміінается и Ооолиь и Обоянское. Упомянутый воевода Хитрово, въ отписк своей Царю, подтверждая сираведливость показанія челобитной Игумепа Моисея, съ своей сгороны показывалъ, что сКурскаго Вогородицкаго монастыря Троицкой закурней слободы бобыли сосланы въ Валки 6 челов къ, сошли на Донъ и въ Карпово и въ Обоянское и въ иные городы 15 челов къ да одинъ челов къ постригся, одинъ челов къ пов шенъ, одинъ челов къ заиытанъ, 13 челов къ умершихъ, 6) Б ляеи. о сторож. служб , 184G г. стр. 30 и іірим. 76 на стр. 72; также стр. 45 и дал. 7) Истор. оиис. Харьк. Euapx. архіеи. Фнларета Ш, 336. 8) Нгумеігь ЛІоцсеи, управлялъ монает. съ 1652 года до смерти своей, іюсл дов. 25 декабря 1667 года Ысхор. оиис. Курскаго Зиам. моиаст., изд. 1857 года стр. 53, Устросиа аъ «Сішскахъ іерарх. на отр. 637; Монсей игуыенствов. съ 1651 г. ум. 25 дек. 1667 года.
Стр.4
- 4 - а всего 35 челов къ; а въ 12 двор хъ ихъ живутъ посадских^ J 2 челов къ, да въ трехъ двор хъ живутъ ихъ жены и д тл, да 20 дпоровъ пустыхъ, Божедомскія слободы сосланы въ Валки, два челов ка сошли вг, Одоянь и въ Карпово ц в-^ иные городы!>... и проч. 9 )* 5) Въ 1663 году Обояпь показьівается уже сторожевымъ городкомъ, им гоіцимъ своего воеводу и станичииковъ, приносяіцихъ ему в ст^ о татарс^омъ нашествія, Воевода Б лгородскій, Князь Ромодановскій писалъ Чугуевскому воевод : «въ нын шнемъ 171 году (т. е. 1663) году, августа 20 писэлъ къ намъ і>зъ Обоянскаю Тихонъ Львовъ, что августа 17 приб калъ къ пему изъ Оумъ Обрянипъ ТимоФей Д анасьевъ, а въ распр.ос ему сказалъ, что татарове стоятъ отъ Сумъ въ 10 верстахъ на ОзеріКахъ и оо Рыльской дорог многихъ торговых^ людей въ полонъ поимали 10 )». 6) Ло одному дарственному авту, относящеаіуся къ 173 (1665) году, городъ Обоянь повазываегся уже съ принадлежащимъ къ нему уіьздомъ. Такъ ло ОПЦС І доцументовъ Курсваго Знаменсцаго монастыря 1727 года подъ № 261, значилась постуиная запись отъ Обояяи# J.73 (10 65) году, декабря въ 18 ден[,, ГСаменскаго стану. села Нцкольскаго, Бушмина тожъ, Степана ирсова сына Волотова, Курскаго Богоро^ дицкаго Зиамецскаго мопастыря архимаіідрпту НиФопту о поступной въ опои мопастырь, по об щанію своему, Государева ясалованья достальноо ио9) По оішси докуиентовъ Курск. Зпам. мопастыря 1747 года подъ № 43, копія съ граматы. 10) Исторпко-стат. опис. Харі.к. Еіг. архіеп. Фи.іарета отд. Ш, стр. 314 и 315.
Стр.5