Gasangusenov OPlQj;2;P2i2GMyQMElM;2i;jGk PglQ2O;Pg;MlQME2;jEMSiP2G2GiGmQMMG PGjE2Ni;kPgOPjQim Q;PmEPPeM{Q;PEmPgl2iiMmM Рассматриваются расчетные и экспериментальные данные влияния скорости скольжения, температуры и удельного давления на износ сопряжения канавка поршня – верхнее поршневое кольцо. <...> Эти данные позволяют оценить роль каждого параметра в процессе изнашивания торцевых поверхностей до достижения предельно допустимого значения торцевого зазора S1 = 0,4 мм, определяющего долговечность пары трения. <...> Ключевые слова: долговечность кривошипно-шатунного механизма, удельное давление на пару трения, скорость скольжения в паре трения, температура в паре трения. <...> Долговечность кривошипно-шатунного механизма (КШМ) судового малоразмерного дизеля (СМД) определяется его наработкой до увеличения торцевого зазора в сопряжении канавка поршня – поршневое кольцо с исходного 0,08 мм до предельно допустимого 0,4 мм. <...> Характер износа торцевых поверхностей канавки поршня и первого поршневого кольца строго закономерный, а темп их износа составляет 0,053 мкм/ч для дизеля 4Ч 8,5/11 с вихревой камерой сгорания и 0,071 мкм/ч при переводе его на камеру ЦНИДИ в поршне. <...> Факторами, оказывающими решающее влияние на указанный износ, являются: − удельное давление на пару трения, обусловленное силами давления газов и силами инерции в КШМ; − скорость скольжения в паре трения, обусловленная вынужденными радиальными перемещениями кольца в канавке при перекладке поршня в пределах диаметрального зазора, овализацией и неравномерным износом зеркала цилиндра и высокочастотной вибрацией стенки цилиндра от действия знакопеременной боковой силы при перекладке поршня; − температура в паре трения, усиливающая попадание на трущиеся поверхности продуктов коксования моторного масла с насыщением ими торцевых поверхностей канавки, что повышает их износостойкость и приводит к усиленному истиранию <...>