Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота УДК 629.5.06.001.2:621.643 Р. В. Дженкова, К. Н. Сахно ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ПРОИЗВОДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАНКОВ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ Рассмотрено современное состояние вопроса проектирования, изготовления и монтажа трубопроводов сложных судовых технологических комплексов. <...> Представлен обзор исследований в области традиционных технологий изготовления и монтажа систем трубопроводов. <...> Затронуты вопросы необходимости снятия размеров по месту для изготовления труб и повышения технологичности трубопроводов на стадии проектирования. <...> Трудоемкость изготовления забойных труб рассматривается как отдельная проблема, решение которой, наравне с вышеназванными вопросами, лежит в области использования систем автоматизации проектных работ трубопроводов. <...> Описан принцип работы трубогибочного станка с программным управлением, обеспечивающего высокую точность гиба при производстве единичных изделий и больших партий труб, как в ручном, так и в автоматическом режиме. <...> Затраты на ремонт судовых систем и систем судовых энергетических установок составляют до 15–20 % от общих расходов по судну при заводских ремонтах и до 50 % – при междурейсовых профилактических ремонтах. <...> Около 40 % трудоемкости ремонта судовых систем составляет доля работ по трубопроводам пресной и забортной воды, подверженным местной язвенной коррозии. <...> Наиболее интенсивно коррозируют и чаще всего отказывают элементы трубопроводов в зонах деформации потока различными местными сопротивлениями. <...> Скорость проникновения коррозии всегда выше там, где деформация потока больше. <...> Особенно страдают от местной коррозии трубопроводы забортной воды, агрессивность которой в несколько раз выше пресной. <...> Анализ проектирования и сборки судовых трубопроводов Современное судно представляет собой сложный технологический комплекс [1], состоящий из различного вида оборудования и механизмов <...>