Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота УДК [656.61.052.7:629.123.56]:[551.462/3:551.466.3.001.57] М. А. Рамазанов, Ю. И. Юдин, В. А. Гроховский УЧЕТ ГЛУБИНЫ АКВАТОРИИ В РАЙОНЕ ШВАРТОВКИ ТАНКЕРА ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ВОЛНОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Представлен способ учета влияния мелководья при моделировании волнового воздействия в районе выполнения швартовной операции. <...> Исследование выполнено посредством моделирования движения танкера, управляемого по отклонениям. <...> Морские нефтяные терминалы, как правило, размещаются в районах с относительно небольшой глубиной, поэтому фактор влияния глубины акватории необходимо учитывать как существенный, определяющий характер волнового воздействия на крупнотоннажные танкеры. <...> В условиях мелководья может существенно изменяться спектр волнения и, как следствие, характер силовых воздействий, определяемых им, что неизбежно влечет за собой изменение маневренных свойств швартующегося к нефтяному терминалу танкера. <...> Для учета влияния глубины акватории в районе выполнения швартовной операции был использован спектр ТМА (TEXEL storm, MARSEN, ARSLOE), который принимает во внимание одновременно и развитие ветровых волн в условиях конечной глубины, и смешанный характер волнения. <...> Основным назначением представленных здесь спектров является не вычисление средних значений и дисперсий силовых воздействий, а генерация воздействия сил и моментов, образуемых нерегулярным волнением при программном моделировании движения танкера. <...> Состояние проблемы Инновационный способ управления морскими подвижными объектами при управлении по отклонениям носовой и кормовой точек от прицельной линии широко применяется в моделировании. <...> В нашей работе предлагается способ учета мелководья при расчете влияния волнового воздействия на объекты швартовки. <...> Размещение морского нефтяного терминала, как правило, осуществляется в районах с относительно небольшой глубиной, поэтому фактор влияния глубины акватории необходимо <...>