Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ФЛОТА УДК 656.612 А. И. Епихин МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ТАНКЕРОВ-ГАЗОВОЗОВ Рассмотрены основные особенности построения математических моделей, описывающих динамические параметры двух наиболее важных систем (системы хранения груза и главной энергетической установки) современных танкеров-газовозов, которые оказывают наибольшее влияние на комплексные показатели безопасности при переходе судна. <...> Основной опасностью для танкеров, перевозящих сжиженный газ, является характер перевозимого груза, поэтому в целях корректного построения систем поддержки принятия решений необходимо имитационное моделирование перспектив развития опасных ситуаций, что не представляется возможным без использования детерминированных математических моделей, позволяющих оценить состояние грузовой системы и значения параметров главной энергетической установки. <...> Приведены основные расчетные соотношения, характеризующие состояние груза при внешних динамических нагрузках, а также передаточные функции и функции чувствительности современных моделей двух- и трехтопливных судовых двигателей. <...> К таким параметрам относится внутреннее давление жидкости (сжиженного газа), которое возникает в результате действия ускорения силы тяжести груза, приложенного в его центре, в результате движения или маневрирования судна, а также при продольно-горизонтальной, поперечно-горизонтальной, вертикальной, бортовой и килевой качках. <...> Учитывая невозможность воздействия на причины возникновения таких нагрузок, единственным эффективным методом ослабления вышеперечисленных факторов являются снижение скорости и изменение курса судна, при этом система поддержки принятия решений должна формировать соответствующие рекомендации для персонала. <...> По результатам <...>