№ 4 СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И МАШИННО-ДВИЖИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УДК 62-144.3 А. А. Будин АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА СОВРЕМЕННЫХ ДИЗЕЛЕЙ Анализ теплового баланса модернизируемых дизелей как способ оценки эффективности модернизации представляет особый интерес. <...> В настоящее время существует необходимость решения задач, связанных с анализом теплового баланса и оценкой эффективности модернизации судового дизеля 4 ЧН9,5/11, впервые форсированного по среднему эффективному давлению путём газотурбинного наддува. <...> Ввиду значительных трудностей, возникающих в процессе расчетной оценки тепловых потерь по отдельным составляющим, тепловой баланс чаще определяют экспериментальным путем на установившихся режимах работы по характеристикам, соответствующим условиям эксплуатации двигателя (нагрузочной, винтовой и др.) <...> . Оптимизация теплового баланса (улучшение теплоиспользования в дизеле) возможна следующими способами: уменьшение дополнительных потерь теплоты, вызванных несовершенством современных процессов смесеобразования и сгорания; разумное снижение потерь теплоты в системе охлаждения двигателя; разумное снижение потерь теплоты в окружающую среду в составе отработавших газов. <...> Выполнены аналитические исследования структуры и распределения располагаемой теплоты по статьям баланса, позволившие определить наиболее вероятные направления модернизации дизелей, к которым относятся: частичная адиабатизация рабочего процесса; снижение потерь мощности, необходимой для преодоления сил трения; организация качественного смесеобразования; форсирование двигателя и др. <...> С учётом информации о новой машине ЭДП45 производства ОАО «Завод «Дагдизель», испытания, проведённые и предстоящие, по низкому, среднему и высокому форсированию двигателя 4 Ч9,5/11 в модификации 4 ЧН9,5/11 позволят с необходимой и достаточной точностью определить уровень форсирования и составляющие теплового баланса <...>