№ 2 УДК 621.7.04-621.436 А. Ф. Дорохов, М. М. Абачараев АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ КОРАБЕЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Аддитивные технологии (AF – Additive Manufacturing), или технологии послойного синтеза, в настоящее время являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений «цифрового» производства. <...> Принцип заключается в том, что изделие создают, послойно добавляя материал различными способами, например наплавляя или напыляя металлический порошок, жидкий полимер, композитный материал. <...> Данная концепция призвана дополнить традиционные методы производства, основанные на удалении первичного материала (например: фрезерование, точение, строгание, шлифование). <...> В корабельной и судовой энергетике дизельные двигатели относятся к самым сложным комплексам – как конструкционно, так и технологически. <...> Элементы этих комплексов, образующие объём рабочего цилиндра (цилиндровые втулки, крышки цилиндров, поршни) работают в экстремальных условиях, не имеющих аналогов в других машинах. <...> Цилиндровая втулка – характерный элемент двигателя, который, для обеспечения заявленных функциональных характеристик машины, должен иметь требуемые свойства по различным поверхностям. <...> Сначала в изложницу заливается сталь выбранной марки. <...> После начала кристаллизации на внутреннюю поверхность наносится термоизолятор слоем примерно 0,3–0,4 мм, например двуокись циркония ZrO2. <...> Термоизолятор может быть нанесен посредством лазерного (SLA-технология) или плазменного напыления. <...> На следующем этапе, при ещё достаточной температуре кристаллизации стали, в изложницу заливается чугун принятой марки и толщиной слоя, которая не превышает необходимого и достаточного припуска для последующих операций механической, термической и завершающей механической обработки. <...> Последним этапом в AF-технологии должно быть нанесение (также посредством лазерного или плазменного напыления) приработочного антифрикционного композитного полимер-графитметаллического <...>