Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота УДК 629.5.035-233.1-233.2:534 Г. А. Кушнер, В. А. Мамонтов, А. А. Халявкин ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ ВАЛОПРОВОДОВ СУДОВ Рассмотрен вопрос о возникновении параметрических колебаний судовых валопроводов. <...> Отмечено, что результатом износа кормового дейдвудного подшипника является утрата работоспособности всего судна. <...> Показано снижение значения собственной частоты при поперечных колебаниях при увеличении зазора в дейдвудном устройстве. <...> Отмечена возможность отрыва вала при достаточном износе подшипника. <...> Сделан вывод о том, что величина отрыва зависит от величины износа. <...> В качестве расчетного примера предложен случай отрыва гребного вала от кормового дейдвудного подшипника при поперечных колебаниях. <...> Описаны спроектированная экспериментальная установка и измерительная система для исследования механических перемещений балки. <...> Утверждается, что при совпадении частот вынужденных и собственных колебаний амплитуда колебаний системы максимальна, поэтому наибольший размах амплитуды соответствует резонансной частоте. <...> В ходе испытаний на экспериментальной установке поперечных колебаний балки в дорезонансной и резонансной зонах замечен отрыв балки от втулки. <...> Представлены показания осциллографа и формы сигнала напряжения по времени для колебаний балки на точечной и протяженной опорах. <...> Отмечено увеличение интенсивности отрыва при увеличении зазора между втулкой и балкой, а также отличие значений собственной частоты балки на протяженной опоре от значений частоты на точечной опоре. <...> Введение В процессе эксплуатации судового валопровода происходит износ дейдвудных подшипников. <...> Периодичность выполнения ремонта дейдвудного устройства зависит от величины зазора между гребным валом и его кормовым дейдвудным подшипником, который в процессе эксплуатации увеличивается. <...> В процессе износа подшипника и действия знакопеременных <...>