Рассмотрены схемы воздухонезависимых энергоустановок, работы по созданию единого двигателя и развитие двух главных направлений энергоустановок: паротурбинные установки и дизели с замкнутым циклом. <...> При всех неоспоримых плюсах атомных подводных лодок, таких как автономность, ограниченная только человеческим фактором, и превосходные боевые характеристики, атомные подводные лодки обходятся дорого не только в плане строительства, эксплуатации и утилизации, но и в плане создания инфраструктуры для обслуживания и утилизации атомных силовых установок. <...> Не все страны могли позволить себе такие расходы, что обусловило необходимость активного развития рынка недорогих, быстро строящихся и экономически выгодных в эксплуатации малых подводных лодок, которые даже малому военно-морскому флоту дали бы возможность уничтожить противолодочный корабль, вторгнувшейся в национальные воды. <...> В настоящее время разработка тепловых двигателей на основе двигателя внутреннего сгорания с газовым смесителем с подачей газообразного водорода также представляется перспективной. <...> Введение С момента первого появления подводных лодок (ПЛ) предлагались различные типы единых двигателей, например в 1855 г. было предложено использовать для этой цели брикеты, загружаемые вместе с коксом в герметичную топку. <...> Позднее были рассмотрены установки для сжигания «нефтяных остатков» со сжатым воздухом. <...> Другим направлением было создание аккумуляторов теплоты для генерации пара в подводном положении, а именно котел с рядом концентрических труб, в кольцевом пространстве которых находился уксусно-кислый натрий [1]. <...> Идея чисто электрической ПЛ также зашла в тупик, поскольку даже с использованием самых совершенных аккумуляторов лодка была способна пройти не более нескольких сот миль. <...> Постепенно конструкторы ПЛ пришли к выводу, что единый двигатель следует создавать на базе мотора не подводного хода, а наоборот – надводного <...>