Судовые энергетические установки и машинно-движительные комплексы УДК 656.612.2:519.872 А. А. Темникова ОЦЕНКА РАБОТЫ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА В ВОЛГО-КАСПИЙСКОМ МОРСКОМ СУДОХОДНОМ КАНАЛЕ В последние годы ледоколы не справляются с нагрузкой в Волго-Каспийском морском судоходном канале в тяжелых ледовых условиях. <...> С помощью теории массового обслуживания (теории очередей) можно определить рациональность введения дополнительных судов в ледокольный флот, что помогло бы изменить ситуацию по проводке караванов судов по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу. <...> Ледокольный флот рассматривается как обслуживающая система, в которой каждый запрос (проводка каравана судов) выполняется двумя ледоколами. <...> При заданных протяженности зимней навигации с тяжелыми ледовыми условиями, количестве обслуживаемых судов, скорости ледоколов и расстоянии между портом Астрахань и кромкой льда в Северном Каспии определяются показатели эффективности обслуживающей системы, т. е. среднее число заявок в очереди; среднее время ожидания в очереди; среднее число заявок в системе и среднее время ожидания в системе. <...> Создание дополнительного канала обслуживания (использование двух дополнительных линейных ледоколов) приводит к снижению времени ожидания транспортных судов у кромки льда в Северном Каспии и порту Астрахань. <...> При этом пропадает необходимость создания больших караванов, что опасно как с экономической, так и с эксплуатационной точек зрения. <...> Ключевые слова: ледокольный флот, тяжелые ледовые условия, теория массового обслуживания, теория очередей, караван судов. <...> Введение Основной задачей ледокольного флота является ледокольное обеспечение судоходства в зимнюю навигацию на подходах и в акваториях замерзающих портов. <...> Данная задача реализуется за счет предоставления ледокольных услуг (проводка караванов судов во льдах, обколка застрявших во льду судов и т. д.) и за счет обслуживания портов (прокладывание каналов <...>