Судовые энергетические установки и машинно-движительные комплексы УДК 629.12:532 А. Б. Ваганов, Нгуен Нгок Тан ДИНАМИКА СУДНА ПРИ СЛОЖНОМ ВНЕЗАПНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ВНЕШНИХ СИЛ Воздействие шторма приводит к авариям даже таких судов, которые удовлетворяют расчетным критериям безопасности по остойчивости. <...> Поставлена задача определить движение и посадку корабля при сложном и внезапном воздействии внешних сил, т. е. когда нагрузка судна изменяется за относительно малый промежуток времени. <...> Для решения была использована методика исследования динамики корабля, которая основывается на составлении системы дифференциальных уравнений движения; определении сил, действующих на корпус; интегрировании уравнений движения и анализе полученных результатов. <...> Принята система координат, предназначенная для уравнения движения корпуса и определения внешних сил. <...> В качестве численного метода интегрирования выбран метод Рунге – Кутта 4 порядка. <...> Результаты расчета показывают, что для высокобортных судов динамические отклонения меньше, а для низкобортных больше, чем при использовании метода Статика. <...> При воздействии динамически приложенного кренящего момента наряду с креном возникает вертикальное перемещение корпуса, значительное по сравнению с осадкой и имеющее динамический характер. <...> Выполнено исследование движения корпуса при сложной ситуации: прием груза, воздействие шквала ветра и последующее смещение груза. <...> Введение Случаи аварий и гибели речных и морских судов, имевшие место в течение последних лет, делают актуальным научный анализ некоторых положений об остойчивости судов. <...> Можно предположить возможные причины аварий: − сложный характер и высокий уровень внешних воздействий на судно, превосходящих нормативное значение; − сложная динамика поведения судна как реакция на внешнее воздействие; − неквалифицированные действия экипажа при эксплуатации судна. <...> Критерий погоды задает непревышение динамического <...>