Судовые энергетические установки и машинно-движительные комплексы УДК 621.436.0046 О. С. Можаев, Е. С. Попов ТОПЛИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУДОВОГО МАШИННО-ДВИЖИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА O. <...> Popov FUEL EFFICIENCY OF SHIP PROPULSION PLANT Представлен состав машинно-движительного комплекса танкера химовоза-продуктовоза и методика расчета коэффициента эффективности топливоиспользования с учетом основных эксплуатационных факторов, изменяющихся в процессе эксплуатации судна. <...> Определены: коэффициент использования мощности главного двигателя, ресурсный коэффициент главного двигателя и коэффициент проскальзывания гребного винта, а также коэффициенты их значимости. <...> Построены винтовые характеристики танкера-химовоза «CPO Germany» в различных условиях эксплуатации, включая работу главного двигателя на вал с поврежденным гребным винтом. <...> Ключевые слова: судно, машинно-движительный комплекс, коэффициент эффективности топливоиспользования, коэффициент значимости, анализ, расчет, танкер химовозпродуктовоз. <...> The composition of the chemical/product tanker propulsion plant and the calculations of fuel efficiency factor, subject to voyage orders are presented. <...> The power utilization factor of the main engine, the service life factor of the main engine and propeller slip factor with their corresponding significance coefficients are calculated. <...> There have been designed the propeller curves for the chemical tanker "CPO Germany" in different operational conditions, including the work of the main engine for the shaft with damaged propeller. <...> The main operational modes of the propulsion system of the tanker of this type are analyzed in terms of fuel consumption efficiency. <...> Key words: ship, propulsion plant, fuel efficiency factor, significance factor, analysis, calculation, chemical/product tanker. <...> В судовой энергетической установке (СЭУ) из агрегатов, вырабатывающих механическую, электрическую и тепловую энергию, основным потребителем топлива является машиннодвижительный комплекс (МДК). <...> Эффективность топливоиспользования комплекса зависит от целого ряда эксплуатационных факторов, оцениваемых технико-экономическими показателями. <...> Эти показатели выбираются с использованием принципа гибкого приоритета, учитывающего их значимость <...>