Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Перенесение праха Н. В. Гоголя

0   0
Первый авторЛидин
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID5038
АннотацияОб авторе (Гоголь Николай Васильевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Лидин, В.Г. Перенесение праха Н. В. Гоголя : Статья / В.Г. Лидин .— : [Б.и.], 1946 .— 3 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/5038 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лидин В. Г. Перенесение праха Н. В. Гоголя / Публ. [вступ. ст. и примеч.] <...> http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra1/ra1-243-.htm Перенесение праха Н. В. Гоголя В конце 1963 года, после смерти известного краеведа, писателя и художника Бориса Сергеевича Земенкова, мне позвонила его вдова -- Галина Леонидовна Владычина. <...> Она предложила мне принять участие в разборе обширного архива Земенкова для последующей передачи наиболее ценных материалов в Музей истории и реконструкции Москвы, где я в то время работал директором. <...> Галина Леонидовна выполняла последнюю волю своего мужа, который был в течение многих десятилетий бессменным членом Ученого совета этого музея, редактором научных трудов и постоянным научным консультантом по истории культуры Москвы. <...> Особенное внимание в творческой деятельности Земенкова занимали московские судьбы выдающихся писателей, ученых, композиторов, актеров, художников -- все это нашло отражение в вышедшей в 1959 году фундаментальной монографии "Памятные места Москвы", своеобразной энциклопедии московской культурной жизни. <...> Земенкову удалось определить десятки мест, ставших бесценными памятниками, связанными с немеркнущими именами русской культуры. <...> Мало того, он восстановил по сохранившимся в архивах материалам облик и точно установил место многих давно ушедших или совсем изменивших свой вид памятников. <...> Благодаря своему таланту художника он воссоздал некоторые из них в акварелях, которые бережно сохраняются в музейных фондах и широко используются во многих московских изданиях. <...> После передачи материалов Земенкова в музей, Галина Леонидовна подарила мне небольшую рукопись на нескольких машинописных пожелтевших от времени листочках, под заголовком "Перенесение праха Гоголя". <...> В правом углу первого листка рукописи чернилами сделана надпись -- "Борису Сергеевичу Земенкову московскому блюстителю, единственный экземпляр. <...> У обоих писателей, коренных москвичей <...>
Перенесение_праха_Н._В._Гоголя.pdf
Лидин В. Г. Перенесение праха Н. В. Гоголя / Публ. [вступ. ст. и примеч.] Л. Ястржембского // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII--XX вв.: Альманах. -- М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. -- С. 243--246. -- [Т.] I. http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra1/ra1-243-.htm Перенесение праха Н. В. Гоголя В конце 1963 года, после смерти известного краеведа, писателя и художника Бориса Сергеевича Земенкова, мне позвонила его вдова -- Галина Леонидовна Владычина. Она предложила мне принять участие в разборе обширного архива Земенкова для последующей передачи наиболее ценных материалов в Музей истории и реконструкции Москвы, где я в то время работал директором. Галина Леонидовна выполняла последнюю волю своего мужа, который был в течение многих десятилетий бессменным членом Ученого совета этого музея, редактором научных трудов и постоянным научным консультантом по истории культуры Москвы. Особенное внимание в творческой деятельности Земенкова занимали московские судьбы выдающихся писателей, ученых, композиторов, актеров, художников -- все это нашло отражение в вышедшей в 1959 году фундаментальной монографии "Памятные места Москвы", своеобразной энциклопедии московской культурной жизни. Земенкову удалось определить десятки мест, ставших бесценными памятниками, связанными с немеркнущими именами русской культуры. Мало того, он восстановил по сохранившимся в архивах материалам облик и точно установил место многих давно ушедших или совсем изменивших свой вид памятников. Благодаря своему таланту художника он воссоздал некоторые из них в акварелях, которые бережно сохраняются в музейных фондах и широко используются во многих московских изданиях. После передачи материалов Земенкова в музей, Галина Леонидовна подарила мне небольшую рукопись на нескольких машинописных пожелтевших от времени листочках, под заголовком "Перенесение праха Гоголя". В правом углу первого листка рукописи чернилами сделана надпись -- "Борису Сергеевичу Земенкову московскому блюстителю, единственный экземпляр. 1 апреля 46. Вл. Лидин". Лидина и Земенкова связала многолетняя личная и творческая дружба. У обоих писателей, коренных москвичей, было много общих интересов, и прежде всего, Москва, ее многогранная культурная жизнь, деятельность ее виднейших представителей, судьба памятников и памятных мест древнего города. Мне нетрудно представить, почему Владимир Германович подарил свой "единственный экземпляр", как он пишет в дарственной надписи, именно Земенкову. В творчестве Бориса Сергеевича в течение многих лет Гоголь занимал совершенно особое место. Год за годом он тщательно собирал материалы о Гоголе, его жизни и творчестве в Москве. Все это вылилось в конечном итоге в создание исследования "Гоголь в Москве", которое вышло в свет в 1954 году, в "Трудах Музея истории и реконструкции Москвы". В настоящее время эта книга стала библиографической редкостью. Перенесение праха Гоголя В июне 1931 года мне позвонил по телефону один из сотрудников Исторического музея1. "Завтра на кладбище Данилова монастыря будет происходить вскрытие могилы Гоголя, -- сказал он мне. -- Приезжайте". Я поехал. Был тёплый летний день. По привычке я захватил с собой фотоаппарат. Снимки, которые я сделал на кладбище, оказались единственными. Одновременно с могилой Гоголя вскрыли в этот день могилы Хомякова и Языкова; прах их тоже подлежал перенесению. Кладбище Данилова монастыря упразднялось. На территории монастыря был организован приёмник для несовершеннолетних правонарушителей. Первой была вскрыта могила Хомякова2. Огромный цинковый запаянный гроб частично обветшал и распался; внутри него был второй гроб, дубовый, его верхние доски прогнили. Вся фигура Хомякова сохранилась почти в том же виде, в каком он был похоронен 71 год назад. Верхняя часть черепа с густой шапкой волос была цела; сохранившийся казакин или славянофильская коричневая поддевка, завершавшаяся брюками, вправленными в высокие сапоги, заключала в себе весь остов
Стр.1