Лидин В. Г. Перенесение праха Н. В. Гоголя / Публ. [вступ. ст. и примеч.] <...> http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra1/ra1-243-.htm
Перенесение праха Н. В. Гоголя
В конце 1963 года, после смерти известного краеведа, писателя и художника Бориса Сергеевича
Земенкова, мне позвонила его вдова -- Галина Леонидовна Владычина. <...> Она предложила мне принять
участие в разборе обширного архива Земенкова для последующей передачи наиболее ценных материалов
в Музей истории и реконструкции Москвы, где я в то время работал директором. <...> Галина Леонидовна
выполняла последнюю волю своего мужа, который был в течение многих десятилетий бессменным
членом Ученого совета этого музея, редактором научных трудов и постоянным научным консультантом
по истории культуры Москвы. <...> Особенное внимание в творческой деятельности Земенкова занимали
московские судьбы выдающихся писателей, ученых, композиторов, актеров, художников -- все это
нашло отражение в вышедшей в 1959 году фундаментальной монографии "Памятные места Москвы",
своеобразной энциклопедии московской культурной жизни. <...> Земенкову удалось определить десятки мест,
ставших бесценными памятниками, связанными с немеркнущими именами русской культуры. <...> Мало того,
он восстановил по сохранившимся в архивах материалам облик и точно установил место многих давно
ушедших или совсем изменивших свой вид памятников. <...> Благодаря своему таланту художника он
воссоздал некоторые из них в акварелях, которые бережно сохраняются в музейных фондах и широко
используются во многих московских изданиях. <...> После передачи материалов Земенкова в музей, Галина Леонидовна подарила мне небольшую
рукопись на нескольких машинописных пожелтевших от времени листочках, под заголовком
"Перенесение праха Гоголя". <...> В правом углу первого листка рукописи чернилами сделана надпись -- "Борису Сергеевичу
Земенкову московскому блюстителю, единственный экземпляр. <...> У обоих писателей,
коренных москвичей <...>
Перенесение_праха_Н._В._Гоголя.pdf
Лидин В. Г. Перенесение праха Н. В. Гоголя / Публ. [вступ. ст. и примеч.] Л. Ястржембского //
Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII--XX вв.: Альманах. -- М.:
Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. -- С. 243--246. -- [Т.] I.
http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra1/ra1-243-.htm
Перенесение праха Н. В. Гоголя
В конце 1963 года, после смерти известного краеведа, писателя и художника Бориса Сергеевича
Земенкова, мне позвонила его вдова -- Галина Леонидовна Владычина. Она предложила мне принять
участие в разборе обширного архива Земенкова для последующей передачи наиболее ценных материалов
в Музей истории и реконструкции Москвы, где я в то время работал директором. Галина Леонидовна
выполняла последнюю волю своего мужа, который был в течение многих десятилетий бессменным
членом Ученого совета этого музея, редактором научных трудов и постоянным научным консультантом
по истории культуры Москвы. Особенное внимание в творческой деятельности Земенкова занимали
московские судьбы выдающихся писателей, ученых, композиторов, актеров, художников -- все это
нашло отражение в вышедшей в 1959 году фундаментальной монографии "Памятные места Москвы",
своеобразной энциклопедии московской культурной жизни. Земенкову удалось определить десятки мест,
ставших бесценными памятниками, связанными с немеркнущими именами русской культуры. Мало того,
он восстановил по сохранившимся в архивах материалам облик и точно установил место многих давно
ушедших или совсем изменивших свой вид памятников. Благодаря своему таланту художника он
воссоздал некоторые из них в акварелях, которые бережно сохраняются в музейных фондах и широко
используются во многих московских изданиях.
После передачи материалов Земенкова в музей, Галина Леонидовна подарила мне небольшую
рукопись на нескольких машинописных пожелтевших от времени листочках, под заголовком
"Перенесение праха Гоголя".
В правом углу первого листка рукописи чернилами сделана надпись -- "Борису Сергеевичу
Земенкову московскому блюстителю, единственный экземпляр. 1 апреля 46. Вл. Лидин".
Лидина и Земенкова связала многолетняя личная и творческая дружба. У обоих писателей,
коренных москвичей, было много общих интересов, и прежде всего, Москва, ее многогранная
культурная жизнь, деятельность ее виднейших представителей, судьба памятников и памятных мест
древнего города.
Мне нетрудно представить, почему Владимир Германович подарил свой "единственный
экземпляр", как он пишет в дарственной надписи, именно Земенкову. В творчестве Бориса Сергеевича в
течение многих лет Гоголь занимал совершенно особое место. Год за годом он тщательно собирал
материалы о Гоголе, его жизни и творчестве в Москве. Все это вылилось в конечном итоге в создание
исследования "Гоголь в Москве", которое вышло в свет в 1954 году, в "Трудах Музея истории и
реконструкции Москвы". В настоящее время эта книга стала библиографической редкостью.
Перенесение праха Гоголя
В июне 1931 года мне позвонил по телефону один из сотрудников Исторического музея1.
"Завтра на кладбище Данилова монастыря будет происходить вскрытие могилы Гоголя, -- сказал
он мне. -- Приезжайте".
Я поехал. Был тёплый летний день. По привычке я захватил с собой фотоаппарат. Снимки,
которые я сделал на кладбище, оказались единственными. Одновременно с могилой Гоголя вскрыли в
этот день могилы Хомякова и Языкова; прах их тоже подлежал перенесению. Кладбище Данилова
монастыря упразднялось. На территории монастыря был организован приёмник для несовершеннолетних
правонарушителей.
Первой была вскрыта могила Хомякова2. Огромный цинковый запаянный гроб частично
обветшал и распался; внутри него был второй гроб, дубовый, его верхние доски прогнили. Вся фигура
Хомякова сохранилась почти в том же виде, в каком он был похоронен 71 год назад. Верхняя часть
черепа с густой шапкой волос была цела; сохранившийся казакин или славянофильская коричневая
поддевка, завершавшаяся брюками, вправленными в высокие сапоги, заключала в себе весь остов
Стр.1