Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Карамзин

0   0
Первый авторГоголь Николай Васильевич
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID5034
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Гоголь, Н.В. Карамзин : Статья / Н.В. Гоголь .— : [Б.и.], 1896 .— 5 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5034 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Карамзин первый показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве. <...> Гоголевское восприятие Карамзина многогранно, ибо его человеческая личность, его историческая концепция (см. <...> 89--105) и его литературнохудожественное творчество по-разному воздействовали на Гоголя и получили разную оценку. <...> Как отмечено в немногочисленных работах, Николай Васильевич испытал влияние Карамзина еще в детстве: "Отец Гоголя в Васильевке пытался воплотить сентиментальный идеал жизни, воспетый Карамзиным" (Моторин А. В. <...> Гоголь впервые познакомился с творениями Карамзина еще в Нежинской гимназии высших наук, а затем в Петербурге "он оказался в тесных дружеских отношениях не только с ближайшим окружением писателя, но с его семьей" (Жаркевич Н. М. <...> На протяжении ряда лет Гоголь неоднократно обращался к "Истории государства Российского" и делал многочисленные выписки, сосредоточиваясь на процессе объединения русских земель. <...> В гоголевских "Выбранных местах...", там, где речь идет о должном устройстве российской жизни, о государе и помещиках, об "умении обходиться с людьми" (Карамзин Н. М. <...> 325) прозвучали основные идеи Карамзина, высказанные им в "Письме сельского жителя" и в "Записке о древней и новой России". <...> По словам Ю. М. Лотмана, Карамзин противопоставил бюрократии "наивную мысль о семейной, патриархальной природе управления в России. <...> Однако оно сыграло в истории русской общественной мысли слишком серьезную роль, чтобы можно было ограничиться такой оценкой. <...> Наиболее близкими продолжателями Карамзина были Гоголь и Л. Толстой <...> Поразительны аналогии между "Письмом сельского жителя" Карамзина и письмом "Русский помещик" из "Выбранных мест...", хотя у Гоголя, напротив, -- письмо к сельскому жителю. <...> Начало и конец "Русского помещика" соединены опять же восходящей к "Письму сельского жителя" и предваряющей толстовское "Утро помещика" мыслью: быть помещиком над своими крестьянами <...>
Карамзин.pdf
Н. В. ГОГОЛЬ Карамзин Карамзин: pro et contra / Сост., вступ. ст. Л. А. Сапченко. -- СПб.: РХГА, 2006. OCR Бычков М.Н. Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять1. Карамзин первый показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве. Он первый возвестил торжественно, что писателя не может стеснить цензура2, и если уж он исполнился чистейшим желанием блага в такой мере, что желанье это, занявши всю его душу, стало его плотью и пищей, тогда никакая цензура для него не строга, и ему везде просторно, Он это сказал и доказал. Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, хотя они и не соответствовали во всем тогдашнему правительству, и слышишь невольно, что он один имел на то право. Какой урок нашему брату писателю! И как смешны после этого из нас те, которые утверждают, что в России нельзя сказать полной правды3 и что она у нас колет глаза! Сам же выразится так нелепо и грубо, что более, нежели самой правдой, уколет глаза теми заносчивыми словами, которыми скажет свою правду, словами запальчивыми, высказывающими неряшество растрепанной души своей, и потом сам же изумляется и негодует, что от него никто не принял и не выслушал правды! Нет. Имей такую чистую, такую благоустроенную душу, какую имел Карамзин, и тогда возвещай свою правду: все тебя выслушает, начиная от царя и до последнего нищего в государстве. И выслушает с такою любовью, с какой не выслушивается ни в какой земле ни парламентский защитник прав, ни лучший нынешний проповедник, собирающий вокруг себя верхушку модного общества, и с какой любовью может выслушать только одна чудная наша Россия, о которой идет слух, будто она вовсе не любит правды. ПРИМЕЧАНИЯ Впервые: Сочинения и письма Н. В. Гоголя: В 7 т. СПб.: Изд. П. А. Кулиша, 1896. Т. 6. С. 248-249. Печатается по изданию: Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т.М., 1940--1952. С. 266--267. Гоголь Николай Васильевич (1809--1852) -- русский писатель. Гоголевское восприятие Карамзина многогранно, ибо его человеческая личность, его историческая концепция (см.: Виноградов И.А. Гоголь -художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. М., 2000. С. 89--105) и его литературнохудожественное творчество по-разному воздействовали на Гоголя и получили разную оценку. Как отмечено в немногочисленных работах, Николай Васильевич испытал влияние Карамзина еще в детстве: "Отец Гоголя в Васильевке пытался воплотить сентиментальный идеал жизни, воспетый Карамзиным" (Моторин А. В. Карамзин и Гоголь // Н. М. Карамзин: Проблемы изучения и преподавания на современном этапе. Тезисы докладов на I Карамзинских чтениях. Ульяновск, 1991. С. 33). В письме 1832 г. из Васильевки И. И. Дмитриеву Н. В. Гоголь пишет: "Теперь я живу в деревне, совершенно такой, какая описана незабвенным Карамзиным" (вероятно, имеется в виду этюд Карамзина "Деревня"). Современный исследователь подчеркивает, что "идеал гармонического единства нравственного человека и прекрасной природы навсегда сохранил для Гоголя обаяние и всегда освещал его художественный мир" (Там же). Гоголь впервые познакомился с творениями Карамзина еще в Нежинской гимназии высших наук, а затем в Петербурге "он оказался в тесных дружеских отношениях не только с ближайшим окружением писателя, но с его семьей" (Жаркевич Н. М. Н. В. Гоголь о Н. М. Карамзине // Н. М. Карамзин: Проблемы изучения и преподавания на современном этапе. С. 31). На протяжении ряда лет Гоголь неоднократно обращался к "Истории государства Российского" и делал многочисленные выписки, сосредоточиваясь на процессе объединения русских земель. Образ Карамзина Николай Васильевич хранил в душе до конца своих дней. Именно личность
Стр.1