Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Гоголь Н. В.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц11
ID5031
АннотацияОб авторе (Гоголь Николай Васильевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Гоголь Н. В.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 11 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5031 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГОГОЛЬ, Николай Васильевич [20. <...> Детские годы провел в имении родителей Васильевке того же Миргородского у. (другое его название -- Яновщина, образованное от фамилии владельца -- Гоголь-Яновский). <...> Рядом с Васильевкой располагалась Диканька (к которой впоследствии Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей), где показывали сорочку казненного Кочубея, а также, дуб, у которого якобы проходили свидания Мазепы с Матреной. <...> В Кибинцах находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Г. писал комедии,-- все это содействовало пробуждению художественных и умственных интересов будущего писателя. <...> В этом произведении, носящем в основном еще ученический характер и обнаруживающем разнообразные влияния, от В. А. Жуковского и А. С. Пушкина до немецкого поэта И. Г. Фосса, автора идиллии "Луиза", пробивалось тем не менее подлинное чувство Г., Проступали многие мотивы его зрелого творчества, В частности содержались первые наметки конфликта мечты и действительности, получившего позднее столь полную разработку в "петербургских повестях". <...> Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (Отечественные записки. <...> Вечера на хуторе близ Диканьки" (первая часть опубл. в 1831 г., вторая -- в 1832 г.) не только засвидетельствовали поразительно быстрое созревание гоголевского гения, но и вывели его на авансцену русского и -- объективно -- европейского романтизма. <...> Тем не менее первую попытку определить свою книгу с точки зрения существовавших художественных тенденций предпринял сам Г. еще в процессе работы над нею: "Здесь так занимает всех все малороссийское..." (из письма к матери от 30 апр. <...> Вопрос стоял принципиально более широко, и в этой широте скрывались корни общеромантической ориентации гоголевского украинофильства. <...> Дело в том, что украинофильство предшественников и современников Г., таких, как П. А. Цертелев, М. А. Максимович, отчасти <...>
Гоголь_Н._В._Биобиблиографическая_справка.pdf
ГОГОЛЬ, Николай Васильевич [20.III(1.IV). 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ. -- 21.II(4. III).1852, Москва] -- прозаик, драматург, критик, публицист. Родился в семье помещика средней руки. Детские годы провел в имении родителей Васильевке того же Миргородского у. (другое его название -- Яновщина, образованное от фамилии владельца -- Гоголь-Яновский). Край был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька (к которой впоследствии Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей), где показывали сорочку казненного Кочубея, а также, дуб, у которого якобы проходили свидания Мазепы с Матреной. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского, дальнего родственника Г., бывшего министра. В Кибинцах находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Г. писал комедии,-- все это содействовало пробуждению художественных и умственных интересов будущего писателя. Но здесь же он наблюдал сцены самодурства и унижения человеческого достоинства (в имении, по старому обычаю, держали шутов), ощущал гнетущее чувство зависимости от знатного и богатого. В 1818--1819 гг. Г. вместе с братом Иваном (умершим, очевидно, летом 1820 г.) обучался в Полтавском поветовом (уездном) училище, а в мае 1821 г. поступил в новооснованную Гимназию высших наук в Нежине. Здесь проявилась разносторонняя художественная одаренность Г.: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли (напр., роль Простаковой в "Недоросле" Д. И. Фонвизина). Пробует он себя и в различных литературных жанрах, преимущественно серьезных (напр., не дошедшие до нас трагедия "Разбойники", историческая поэма "Россия под игом татар" и т. д.); в то же время, давая выход своей наблюдательности и комическому дару, пишет сатиру (также не сохранившуюся) "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан". Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Г., все его устремления связаны со "службой государственной". Скрытный от природы, в тайниках души вынашивает он планы будущей деятельности, предстоящего переезда в Петербург, делясь ими лишь с самыми близкими друзьями. Г. мечтает о юридической карьере: "Я видел, что здесь работы будет более всего. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце" (письмо к двоюродному дяде Петру Косяровскому от 3.X.1827 г.). На принятие такого решения большое влияние оказал профессор Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 г. здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся в 1830 г. увольнением Белоусова и других передовых профессоров, а позднее (в 1832 г.) преобразованием гимназии в лицей со специальным физико-математическим направлением. На Г., горячо сочувствовавшего Целоусову и давшему на следствии показания в его пользу, все эти события оказали сильное воздействие. Окончив в 1828 г. гимназию, Г. в декабре имеете с другим выпускником, одним из своих самых близких друзей А. С. Данилевским едет в Петербург. Первые же недели пребывания в столице глубоко его разочаровывают царящим духом чинопочитания, мелочностью и своекорыстием интересов, всеобщей обезличенностью. Безуспешно хлопоча о месте, Г. делает первые литературные Пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия" (Сын отечества и Северный архив.-- Т. II.-- No XII), по всей вероятности, принадлежащее Г., а весной того же года под псевдонимом В. Алов печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен" (Спб., 1829) с пометою, по-видимому, соответствующей действительности: "писано в 1827 г.". В этом произведении, носящем в основном еще ученический характер и обнаруживающем разнообразные влияния, от В. А. Жуковского и А. С. Пушкина до немецкого поэта И. Г. Фосса, автора идиллии "Луиза", пробивалось тем не менее подлинное чувство Г., Проступали многие мотивы его зрелого творчества, В частности содержались первые наметки конфликта мечты и действительности, получившего позднее столь полную разработку в "петербургских повестях". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы критики, что усилило тяжелое настроение автора. В июле 1829 г. он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу (Любек, Травемюнд, Гамбург), а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. Еще до поездки За границу или, скорее всего, по возвращении предпринимает неудачную попытку поступить на сцену. В конце 1829 г. Г. удается устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий. В апреле следующего года он определяется в Департамент уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), где служит до марта 1831 г. Пребывание в канцеляриях вызвало у Г. глубокое разочарование в "службе государственной", но зато Снабдило его богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. К этому времени обстоятельства Г. существенно поправляются; все больше времени уделяет он литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (Отечественные записки. -- 1830. -- Февраль--март. Без подписи; вошли в измененном виде в "Вечера на хуторе...") Г. печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" ("Гетьман") ("Северные цветы на 1831 г.". Подпись 0000), "Глава из малороссийской повести:
Стр.1