ГОГОЛЬ, Николай Васильевич [20.III(1.IV). 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского
у. Полтавской губ. -- 21.II(4. III).1852, Москва] -- прозаик, драматург, критик, публицист. Родился в семье
помещика средней руки. Детские годы провел в имении родителей Васильевке того же Миргородского у.
(другое его название -- Яновщина, образованное от фамилии владельца -- Гоголь-Яновский). Край был
овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с
Васильевкой располагалась Диканька (к которой впоследствии Гоголь приурочил происхождение своих
первых повестей), где показывали сорочку казненного Кочубея, а также, дуб, у которого якобы проходили
свидания Мазепы с Матреной. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского,
дальнего родственника Г., бывшего министра. В Кибинцах находилась большая библиотека, был
домашний театр, для которого отец Г. писал комедии,-- все это содействовало пробуждению
художественных и умственных интересов будущего писателя. Но здесь же он наблюдал сцены
самодурства и унижения человеческого достоинства (в имении, по старому обычаю, держали шутов),
ощущал гнетущее чувство зависимости от знатного и богатого.
В 1818--1819 гг. Г. вместе с братом Иваном (умершим, очевидно, летом 1820 г.) обучался в
Полтавском поветовом (уездном) училище, а в мае 1821 г. поступил в новооснованную Гимназию высших
наук в Нежине. Здесь проявилась разносторонняя художественная одаренность Г.: он учится играть на
скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-декоратор и как актер, причем с
особенным успехом исполняет комические роли (напр., роль Простаковой в "Недоросле" Д. И.
Фонвизина). Пробует он себя и в различных литературных жанрах, преимущественно серьезных (напр., не
дошедшие до нас трагедия "Разбойники", историческая поэма "Россия под игом татар" и т. д.); в то же
время, давая выход своей наблюдательности и комическому дару, пишет сатиру (также не
сохранившуюся) "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан". Однако мысль о писательстве еще "не
всходила на ум" Г., все его устремления связаны со "службой государственной". Скрытный от природы, в
тайниках души вынашивает он планы будущей деятельности, предстоящего переезда в Петербург, делясь
ими лишь с самыми близкими друзьями. Г. мечтает о юридической карьере: "Я видел, что здесь работы
будет более всего. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое
сердце" (письмо к двоюродному дяде Петру Косяровскому от 3.X.1827 г.). На принятие такого решения
большое влияние оказал профессор Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее
усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 г. здесь возникло "дело о вольнодумстве",
закончившееся в 1830 г. увольнением Белоусова и других передовых профессоров, а позднее (в 1832 г.)
преобразованием гимназии в лицей со специальным физико-математическим направлением. На Г., горячо
сочувствовавшего Целоусову и давшему на следствии показания в его пользу, все эти события оказали
сильное воздействие.
Окончив в 1828 г. гимназию, Г. в декабре имеете с другим выпускником, одним из своих самых
близких друзей А. С. Данилевским едет в Петербург. Первые же недели пребывания в столице глубоко его
разочаровывают царящим духом чинопочитания, мелочностью и своекорыстием интересов, всеобщей
обезличенностью. Безуспешно хлопоча о месте, Г. делает первые литературные Пробы: в начале 1829 г.
появляется стихотворение "Италия" (Сын отечества и Северный архив.-- Т. II.-- No XII), по всей
вероятности, принадлежащее Г., а весной того же года под псевдонимом В. Алов печатает "идиллию в
картинах" "Ганц Кюхельгартен" (Спб., 1829) с пометою, по-видимому, соответствующей
действительности: "писано в 1827 г.". В этом произведении, носящем в основном еще ученический
характер и обнаруживающем разнообразные влияния, от В. А. Жуковского и А. С. Пушкина до немецкого
поэта И. Г. Фосса, автора идиллии "Луиза", пробивалось тем не менее подлинное чувство Г., Проступали
многие мотивы его зрелого творчества, В частности содержались первые наметки конфликта мечты и
действительности, получившего позднее столь полную разработку в "петербургских повестях". Поэма
вызвала резкие и насмешливые отзывы критики, что усилило тяжелое настроение автора. В июле 1829 г.
он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу (Любек, Травемюнд,
Гамбург), а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. Еще до поездки За
границу или, скорее всего, по возвращении предпринимает неудачную попытку поступить на сцену.
В конце 1829 г. Г. удается устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и
публичных зданий. В апреле следующего года он определяется в Департамент уделов (вначале писцом,
потом помощником столоначальника), где служит до марта 1831 г. Пребывание в канцеляриях вызвало у
Г. глубокое разочарование в "службе государственной", но зато Снабдило его богатым материалом для
будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
К этому времени обстоятельства Г. существенно поправляются; все больше времени уделяет он
литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана
Купала" (Отечественные записки. -- 1830. -- Февраль--март. Без подписи; вошли в измененном виде в
"Вечера на хуторе...") Г. печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического
романа" ("Гетьман") ("Северные цветы на 1831 г.". Подпись 0000), "Глава из малороссийской повести:
Стр.1