Переверзев В. Гоголь // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 2. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. - Стб. 561-573.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-5612.htm
ГОГОЛЬ Николай Васильевич [1809-1852] - один из крупнейших представителей поместного
стиля 30-х и начала 40-х гг. Р. на Украине, в местечке Сорочинцах, на границе Полтавского и
Миргородского уездов. Главнейшие этапы его жизни таковы: детство свое до 12 лет он проводит в
мелком поместьи своего отца - Васильевке, с 1821 по 1828 учится в Нежинской гимназии высших наук,
семь лет [1828-1836] - с короткими перерывами - живет в Петербурге; 1836-1849 проводит, с
перерывами, за границей; с 1849 поселяется в Москве, где и живет до самой смерти. Обстановку своей
усадебной жизни Г. позднее сам характеризует в своем письме к Дмитриеву, писанном из Васильевки
летом 1832. "Чего бы, казалось, недоставало этому краю? Полное, роскошное лето. Хлеба, фруктов, всего
растительного - гибель. А народ беден, имения разорены и недоимки неоплатны... Начинают понимать,
что пора приниматься за мануфактуры и фабрики; но капиталов нет, счастливая мысль дремлет, наконец
умирает, а они (помещики) рыскают с горя за зайцами... Деньги здесь совершенная редкость". Отъезд
Гоголя в Петербург был вызван отталкиванием его от социально-никчемной и экономически
разоряющейся мелкопоместной среды, представителей которой он презрительно называет
"существователями". Петербургский период характеризуется знакомством Гоголя с чиновной средой
(служба в департаменте уделов с 1830 по 1832) и сближением с крупнопоместной и великосветской
средой (Жуковский, Пушкин, Плетнев и др.). Здесь Г. издает целый ряд произведений, имеет большой
успех и окончательно приходит к мысли, что он послан на землю исполнить божественную волю в
качестве пророка и проповедника новых истин. За границу уезжает вследствие усталости и огорчения от
театральных интриг и шума, поднятого вокруг поставленной на Александринской сцене комедии
"Ревизор".Живет за границей, гл. обр. в Италии (в Риме), и работает там над первой частью "Мертвых
душ". В 1847 издает дидактическое сочинение "Выбранные места из переписки с друзьями". За границей
же приступает к работе над второй частью "Мертвых душ", где пытается изобразить положительные
типы поместно-чиновного круга. Чувствуя непосильность взятой им на себя задачи, Г. ищет выхода в
личном самоусовершенствовании. Им овладевают религиозно-мистические настроения, и с целью
душевного обновления он предпринимает путешествие в Палестину [1848].Московский период
характеризуется продолжением неудающейся работы над второй частью "Мертвых душ" и все
прогрессирующим психическим и физическим развалом личности писателя, завершающимся, наконец,
трагической историей сожжения "Мертвых душ" и смертью.
При первом взгляде на гоголевское творчество нас поражает разнообразие изображаемых им
социальных групп, как-будто бы не имеющих друг с другом ничего общего. В 1830 появляется в печати
первое произведение Г. - идиллия из немецкой жизни - "Ганц Кюхельгартен"; с 1830-1834 создается
целый ряд украинских повестей и рассказов, объединенных в сборники - "Вечера на хуторе близ
Диканьки" и "Миргород". В 1839 издается давно задуманный и тщательно обработанный роман из той же
жизни "Тарас Бульба"; в 1835 появляется красочный рассказ из жизни поместной среды "Коляска"; в
1842 - комедия "Игроки"; в 1834-1842 создаются одна за другой главы первой части "Мертвых душ", края
с небывалой широтой охватывает помещичью жизнь дореформенной провинции, и кроме того целый
ряд произведений из жизни чиновного круга; в 1834 появляются "Записки сумасшедшего", в 1835 -
"Нос", в 1836 - "Ревизор" и в 1842 - "Шинель". За это же время Г. пытается изобразить и интеллигентов -
писателей и художников - в повестях "Невский проспект" и "Портрет". С 1836 Г. создает серию эскизов
из жизни крупнопоместной и великосветской среды. Появляется целый ряд незаконченных произведений
из жизни этого круга: отрывок "Утро делового человека" [1836], "Лакейская" [1839], "Тяжба" [1840],
неоконченная повесть "Рим" [1842] и, наконец, до 1852 - года своей смерти - Г. упорно работает над
второй частью "Мертвых душ", где большинство глав посвящается изображению крупнопоместного
круга. Гений Г. как бы преодолевает и хронологические и социальные границы и сверхъестественной
силой воображения широко охватывает и прошедшее и настоящее.
Однако таково только первое впечатление. При более внимательном изучении гоголевского
творчества вся эта пестрая вереница тем и образов оказывается связанной органическим родством,
выросшей и развившейся на одной и той же почве. Этой почвой оказывается мелкое поместье,
выростившее и воспитавшее самого Г. Через все произведения Г., характеры их, лица, сцены и движения
перед нами встает постепенно во весь рост образ мелкого помещика дореформенной поры во всех своих
экономических и психологических вариациях. Уже сама внешняя история гоголевского творчества дает
нам это почувствовать. Самое крупное и значительное произведение Г. - "Мертвые души" - как раз и
посвящается изображению основного пласта мелкопоместной среды, изображению различных типов
мелких помещиков, не порвавших своих связей с мелкой усадьбой и мирно доживающих свой век в
глухих провинциальных именьях.
Стр.1