Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Гоголь

0   0
Первый авторПереверзев
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID5019
АннотацияОб авторе (Гоголь Николай Васильевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Переверзев, В. Гоголь : Статья / В. Переверзев .— : [Б.и.], 1929 .— 5 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5019 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Переверзев В. Гоголь <...> http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-5612.htm ГОГОЛЬ Николай Васильевич [1809-1852] - один из крупнейших представителей поместного стиля 30-х и начала 40-х гг. <...> Отъезд Гоголя в Петербург был вызван отталкиванием его от социально-никчемной и экономически разоряющейся мелкопоместной среды, представителей которой он презрительно называет "существователями". <...> Петербургский период характеризуется знакомством Гоголя с чиновной средой (служба в департаменте уделов с 1830 по 1832) и сближением с крупнопоместной и великосветской средой (Жуковский, Пушкин, Плетнев и др.) <...> Живет за границей, гл. обр. в Италии (в Риме), и работает там над первой частью "Мертвых душ". <...> За границей же приступает к работе над второй частью "Мертвых душ", где пытается изобразить положительные типы поместно-чиновного круга. <...> Московский период характеризуется продолжением неудающейся работы над второй частью "Мертвых душ" и все прогрессирующим психическим и физическим развалом личности писателя, завершающимся, наконец, трагической историей сожжения "Мертвых душ" и смертью. <...> При первом взгляде на гоголевское творчество нас поражает разнообразие изображаемых им социальных групп, как-будто бы не имеющих друг с другом ничего общего. <...> В 1839 издается давно задуманный и тщательно обработанный роман из той же жизни "Тарас Бульба"; в 1835 появляется красочный рассказ из жизни поместной среды "Коляска"; в 1842 - комедия "Игроки"; в 1834-1842 создаются одна за другой главы первой части "Мертвых душ", края с небывалой широтой охватывает помещичью жизнь дореформенной провинции, и кроме того целый ряд произведений из жизни чиновного круга; в 1834 появляются "Записки сумасшедшего", в 1835 "Нос", в 1836 - "Ревизор" и в 1842 - "Шинель". <...> С 1836 Г. создает серию эскизов из жизни крупнопоместной и великосветской среды. <...> Появляется целый ряд незаконченных произведений из жизни этого круга: отрывок "Утро делового человека" [1836], "Лакейская <...>
Гоголь.pdf
Стр.1
Гоголь.pdf
Переверзев В. Гоголь // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 2. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. - Стб. 561-573. http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-5612.htm ГОГОЛЬ Николай Васильевич [1809-1852] - один из крупнейших представителей поместного стиля 30-х и начала 40-х гг. Р. на Украине, в местечке Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов. Главнейшие этапы его жизни таковы: детство свое до 12 лет он проводит в мелком поместьи своего отца - Васильевке, с 1821 по 1828 учится в Нежинской гимназии высших наук, семь лет [1828-1836] - с короткими перерывами - живет в Петербурге; 1836-1849 проводит, с перерывами, за границей; с 1849 поселяется в Москве, где и живет до самой смерти. Обстановку своей усадебной жизни Г. позднее сам характеризует в своем письме к Дмитриеву, писанном из Васильевки летом 1832. "Чего бы, казалось, недоставало этому краю? Полное, роскошное лето. Хлеба, фруктов, всего растительного - гибель. А народ беден, имения разорены и недоимки неоплатны... Начинают понимать, что пора приниматься за мануфактуры и фабрики; но капиталов нет, счастливая мысль дремлет, наконец умирает, а они (помещики) рыскают с горя за зайцами... Деньги здесь совершенная редкость". Отъезд Гоголя в Петербург был вызван отталкиванием его от социально-никчемной и экономически разоряющейся мелкопоместной среды, представителей которой он презрительно называет "существователями". Петербургский период характеризуется знакомством Гоголя с чиновной средой (служба в департаменте уделов с 1830 по 1832) и сближением с крупнопоместной и великосветской средой (Жуковский, Пушкин, Плетнев и др.). Здесь Г. издает целый ряд произведений, имеет большой успех и окончательно приходит к мысли, что он послан на землю исполнить божественную волю в качестве пророка и проповедника новых истин. За границу уезжает вследствие усталости и огорчения от театральных интриг и шума, поднятого вокруг поставленной на Александринской сцене комедии "Ревизор".Живет за границей, гл. обр. в Италии (в Риме), и работает там над первой частью "Мертвых душ". В 1847 издает дидактическое сочинение "Выбранные места из переписки с друзьями". За границей же приступает к работе над второй частью "Мертвых душ", где пытается изобразить положительные типы поместно-чиновного круга. Чувствуя непосильность взятой им на себя задачи, Г. ищет выхода в личном самоусовершенствовании. Им овладевают религиозно-мистические настроения, и с целью душевного обновления он предпринимает путешествие в Палестину [1848].Московский период характеризуется продолжением неудающейся работы над второй частью "Мертвых душ" и все прогрессирующим психическим и физическим развалом личности писателя, завершающимся, наконец, трагической историей сожжения "Мертвых душ" и смертью. При первом взгляде на гоголевское творчество нас поражает разнообразие изображаемых им социальных групп, как-будто бы не имеющих друг с другом ничего общего. В 1830 появляется в печати первое произведение Г. - идиллия из немецкой жизни - "Ганц Кюхельгартен"; с 1830-1834 создается целый ряд украинских повестей и рассказов, объединенных в сборники - "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород". В 1839 издается давно задуманный и тщательно обработанный роман из той же жизни "Тарас Бульба"; в 1835 появляется красочный рассказ из жизни поместной среды "Коляска"; в 1842 - комедия "Игроки"; в 1834-1842 создаются одна за другой главы первой части "Мертвых душ", края с небывалой широтой охватывает помещичью жизнь дореформенной провинции, и кроме того целый ряд произведений из жизни чиновного круга; в 1834 появляются "Записки сумасшедшего", в 1835 - "Нос", в 1836 - "Ревизор" и в 1842 - "Шинель". За это же время Г. пытается изобразить и интеллигентов - писателей и художников - в повестях "Невский проспект" и "Портрет". С 1836 Г. создает серию эскизов из жизни крупнопоместной и великосветской среды. Появляется целый ряд незаконченных произведений из жизни этого круга: отрывок "Утро делового человека" [1836], "Лакейская" [1839], "Тяжба" [1840], неоконченная повесть "Рим" [1842] и, наконец, до 1852 - года своей смерти - Г. упорно работает над второй частью "Мертвых душ", где большинство глав посвящается изображению крупнопоместного круга. Гений Г. как бы преодолевает и хронологические и социальные границы и сверхъестественной силой воображения широко охватывает и прошедшее и настоящее. Однако таково только первое впечатление. При более внимательном изучении гоголевского творчества вся эта пестрая вереница тем и образов оказывается связанной органическим родством, выросшей и развившейся на одной и той же почве. Этой почвой оказывается мелкое поместье, выростившее и воспитавшее самого Г. Через все произведения Г., характеры их, лица, сцены и движения перед нами встает постепенно во весь рост образ мелкого помещика дореформенной поры во всех своих экономических и психологических вариациях. Уже сама внешняя история гоголевского творчества дает нам это почувствовать. Самое крупное и значительное произведение Г. - "Мертвые души" - как раз и посвящается изображению основного пласта мелкопоместной среды, изображению различных типов мелких помещиков, не порвавших своих связей с мелкой усадьбой и мирно доживающих свой век в глухих провинциальных именьях.
Стр.1