Василий Зеньковский.
Возврат к церковному мировоззрению. Н.В. Гоголь
---------------------------------------------------------------------------Фрагмент
Главы
III книги "История
русской философии. Часть II. XIX
век."
Оригинал здесь: Библиотека Якова Кротова.
---------------------------------------------------------------------------1.
Разрыв
с
XVII века
и
очередь, как
построения
которого
этой
искали
концу XVIII века
эстетического
идее "Schone
движениях. Но
-из
былого
своего
в
ее
церковным
достигший
мы
видели, вопрос
создании
новой
идеологии. Первые
интеллигенция, оторвавшаяся
гуманизме
церковного
"Теургическое
историософского
интеллигенции
яркое
мы
пробуждал
возврат
смысл
в
иметь
чистой морали, часто - в "естественном праве". Но уже к
моралистический гуманизм осложняется привнесением в него
принципа, - и эта форма гуманизма, восходящая к шиллеровской
Seele", надолго
от
новой идеологии выдвигали программу гуманизма, обоснования
в
становится
вдохновения, опирается
беспокойство" держало
своему, неизбежность
он
различные
религиозную
Чаадаева
самый
иметь
историософский
и
питал
универсализм
Церкви, ищет действительно в эстетическом
на
русской
него
назвали
мысль
в
в
идеологией. Русская
своих
ее "теургической идеей".
и
совесть
несколько суетливая занятость вопросами человечества "вообще".
Этот
себе, по
возврата
религиозные
основу
на
русской интеллигенции осталась, как мы видели, одна черта
сознания - мы
высоте
универсализма, - именно так и развилась и окрепла в русской
обращенность
к "всечеловеческим" темам, ее напряженная и
таил
к религиозным вопросам, - во всяком случае,
силы
новой
идеологии. Наконец, в
души, Действительно, несмотря на
и победное развитие духа секуляризации, уже в том же XVIII веке видим
к религиозному миропониманию, а в XIX веке Лабзин, Сперанский и
мистические движения эпохи Александра I все настойчивее выдвигают
идею, как
творчестве
идея
неопубликованными (за
могли
виду, что
прямого
истории, по
построениях
времени". Но
для
переходил
Чаадаевым
защищают
построения
в
Церкви получает такое глубокое, основоположное значение, что
истории уже не может быть раскрыт вне идеи Церкви. Надо только
построения
исключением
влияния
Чаадаеву, проявила
Чаадаева) остается
в
выступают
примат
мыслителей
русской
связали
большого
церковном
было
философии.
Среди
идеи
уже
одному
тому, что Церковь, как сила
и
наблюдаем
на
тех, кто
себя
вне
лишь на Западе, Россия же (в первых
действия Промысла, выпадает из "тайны
таком случае религиозная позиция Чаадаева не давала ничего
русской
идеологии, - что
католичестве, исторически
срослась
интеллигенции. И
себя
и
с
положено
этой
хронологическим
выразилось
без
его
русской
своих
русским
веке
очень
создании
начало
разложение
мы
католичество: в России им нечего было делать...[1] Но вслед за
другие
России, а
в
Россия. Это обстоятельство сообщает религиозной позиции указанных
возможность
творчески
оплодотворить
Православии, с
идеологические
православной Церковью, становятся вождями и вдохновителями
творческого, очень
действительно, те религиозные мыслители, которые
смелого
движения, которое
ответа на все сложные и мучительные вопросы жизни. Этим
очень
потому, что
и
в
нем
ярче, чем у других,
новой группы на первом месте мы ставим Н.В. Гоголя - не по
соображениям, а
морального
Гоголя в диалектике духовной жизни в России XIX века.
2. Николай
религиозных
начинает
Васильевич
обществом, но
мысли. Литературная
творчества, - кто
художественного
душ", глубочайше
видели
почти
сущности
Нет
раскрываться
слава
только
трагической
литературы, гениальный
исканиях. Он
даже
не
творчества! А
связанном
со
всегда "припадок
русской
то, что
Гоголя
Гоголь
долго
всей
душевной
мешала
трагическом
духовной
ищет в
глубокому и плодотворному течению и в русской
эстетического гуманизма; Гоголя можно
преувеличения назвать пророком православной культуры. В этом выразилось
участие в развитии русской философской мысли, в этом громадное значение
Гоголь (1809-1852) - один
писатель, но
из творцов новой
не менее замечателен он и в
долгое время оставался не понят не только
церковной мыслью[2], и лишь уже в XX
внес
в сокровищницу русской
принятию
его
болезни" и
осуждал Гоголя за то, что он свернул с пути
в
сожжении 2-го тома "Мертвых
работой, шедшей в Гоголе,
не
замечали
коллизии, которую за других вынашивал в себе Гоголь.
никого в истории русской духовной жизни, кого бы можно было поставить в
самой
идейного
мыслители, которые так же горячо и вдохновенно
Церкви, только "истинную" Церковь они находят не в
чуждом
которым
искания
Чаадаева - помимо того, что они остались
первого "Философического письма"), - не
по
самому существу
общественных
мировоззрением, начавшийся во второй половине
в XVIII веке своего полного выражения, поставил на
о
Стр.1