Литературные мемуары. Гоголь в воспоминаниях современников
Серия ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ
Под общей редакцией:
Н. Л. БРОДСКОГО, Ф. В. ГЛАДКОВА,
Ф. М. ГОЛОВЕНЧЕНКО, Н. К. ГУДЗИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1952
ГОГОЛЬ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ
OCR: Александр Продан
--------------------------------------------------------------своего
творчества
началась
неослабевающей
развитии
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пожалуй, ни один из великих русских писателей XIX века не вызвал вокруг
после выхода
первых
силой
русской
гоголевского реализма
на протяжении многих
Гоголя
литературы.
был
знаменует собой
выражением
его произведений
десятилетий
величайшую
и
продолжалась
веху
после его
Критический, обличительный
ее
идейной зрелости
после Пушкина
и
столь ожесточенной идейной борьбы, как Гоголь. Эта борьба
в свет
смерти.
Белинский справедливо отмечал, то к таланту Гоголя "никто не был равнодушен:
его или любили восторженно, или ненавидели" 1.
Творчество
в
характер
способности
ставить главные, коренные вопросы общественной жизни России. Освободительные
идеи, питавшие деятельность Фонвизина и Радищева, Грибоедова и Пушкина, были
той традицией русской литературы, которую Гоголь продолжил и обогатил своими
гениальными произведениями.
Характеризуя период русской истории "от декабристов до Герцена", Ленин
"Крепостная Россия
указывал:
меньшинство
Гоголь. Его
действительности. С
дворян помогли разбудить народ" 2. К числу этих людей принадлежал
и
дворян, бессильных
творчество
Гоголя
было
огромной
проникнуто
силой
отразили
гнев
живыми
реализма
угнетателей.
1 В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., под
Венгерова, т. VII, стр. 252.
2 В. И. Ленин, Сочинения, т. 19, стр. 294--295.
России. Позиция
С болью душевной писал Гоголь о засилье "мертвых душ" в крепостнической
бесстрастного
летописца
знаменитом рассуждении о
глава "Мертвых
романтическому
писателя-реалиста,
тину
повседневных
душ", Гоголь
вдохновению
-была
чужда
но
двух
типах художников, которым открывается седьмая
противопоставляет
тяжелый,
парящему
мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину
характеров, которыми
кишит
наша
сарказмом
и
и
характерная и важная
разложения
произведения Гоголя. Он
бы
своего
более
добивался
1
писать
произведения,
чиновничьего
черта
ненавистью
Гоголя
выставлял
Гоголю. В
в
благородный
скучная дорога". Таким художником-реалистом, обличителем
беспощадным
помещичьего
он
"субъективности", которая "доходит
огромной
художественной
капиталистического
тревогу передовых сил
и
мира. Белинский
состоит в его
до
освежительными волнами охватывает душу читателя".
С
силой
феодально-крепостнической
народа. Великим
нравиться, и
то, что
хищничества. В
системы
высокого
Гоголь
и
"дерзнувшего вызвать наружу... всю страшную, потрясающую
холодных, раздробленных,
земная, подчас горькая
был сам Гоголь. С
подчеркивал, что
и
показал
не только
духовного
русского общества за исторические судьбы своей страны
патриотическим
писал, по словам Н. А. Некрасова, "не то, что могло
даже
не то, что
считал
которых
о
с
феодально-крепостнический строи
далек
от
мысли
преобразования
царских чиновников. В
своем творчестве писатель
воодушевлением
легче
было
полезнейшим
Творческий путь Гоголя был необычайно сложен
в
необходимости
этого строя. Гоголь ненавидел
то же время он часто
потрясающей
для
для
своего
России и в них, по выражению
его таланта, а
отечества"
и противоречив. Он создал
силой
Добролюбова,
"очень близко подошел к народной точке зрения" 2. Однако писатель
был
художнику-реалисту, была
решительного, революционного
уродливый мир
закономерно вытекавших из его произведений, -- выводов, которые делали
читатели. Гоголю, гениальному
идейного кругозора, на что не раз указывали Белинский и Чернышевский.
1 Н. А. Некрасов, Собр. соч., М.--Л. 1930, т. V, стр. 212.
2 Н. А. Добролюбов, Полн. собр. соч., т. I,
Гослитиздат, 1934, стр. 244.
В
этом
была
трагедия
великого
писателя. Но
каковы
бы
ни
были
заблуждения Гоголя на последнем этапе его жизни, он сыграл колоссальную роль
в истории русской литературы и освободительного движения в России.
Раскрывая историческое значение творчества Л. Н. Толстого, В. И. Ленин
писал: "...если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя
бы
из
существенных
произведениях" 1. Это
объяснить
сторон
и важнейшую
художником-реалистом, Гоголь
революции
гениальное
проблему
он
должен
сумел, вопреки
был
ленинское положение
гоголевского
отразить
творчества. Будучи
узости
помогает
и
в
великим
ограниченности
своих
крепостников и
пугался выводов, естественно и
его
свойственна узость
разоблачал
проникнуты
напоказ "кривые рожи"
самая
страстной и протестующей
лирического
пафоса
оскудения
и
процесс
ее
представителей, но и ту страшную угрозу, которую нес народу мир Чичиковых -мир
отразил
и
своем
небесах
труд
писатель
народа
против
забита
без
и
поддержки
неподвижна. Протестует
народа. Но
ничтожное
интересами
лучшие люди из
русской
всенародные очи" всю мерзость и гниль современного ему феодально-помещичьего
режима. Произведения
своих
ред. С. А.
выставил "на
вековых
с
Стр.1