КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Уважаемые читатели!
Данный номер нашего журнала посвящен использованию
отработанных шин, и эта тема представляется одной
из самых перспективных в области обращения с отходами.
В мировой практике утилизация отработанной авторезины
– это отлаженная процедура и прибыльный бизнес,
причем первое относится в большей степени к Европе, где
шины практически полностью собираются и утилизируются
в рамках расширенной ответственности производителя,
а второе – преимущественно к Азии, где предприятия, работающие
с утильными шинами, уже сталкиваются с нехваткой
сырья и необходимостью импортировать отработанные
покрышки.
В России потенциал сферы утилизации отработанных
шин огромен. В год у нас выпускается в обращение более
600 тыс. т автомобильных шин, причем половина этого количества
приходится на крупногабаритные шины, а половина
– на те, что весят около 8 кг и используются как предприятиями,
так и гражданами.
Существующие в стране мощности по утилизации автошин
оцениваются приблизительно в 100 тыс. т/год, то есть
позволяют утилизировать 16–17 % от выпускаемых в обращение
шин, что несколько превосходит норматив утилизации
2016 г. (15 %), но уже на 2017 г. (норматив утилизации
20 %) оказывается явно недостаточно. (Правда, беспокоит
вопрос, насколько эффективным окажется в нашей стране
сам механизм РОП и не выродится ли он в очередной способ
отъема денег, но это уже другая история.) Ведь шины –
это такой вид отхода, который, казалось бы, должен быть
привлекателен сам по себе. Во-первых, это огромный энергетический
ресурс: по теплотворной способности шины
превосходят природный газ и приближаются к мазуту; кроме
того, они однородны по составу (в отличие от ТКО),
удобны в транспортировке и не пылят (в отличие от угля и
торфа), крайне нетребовательны к условиям хранения (в
отличие от любого из традиционных видов топлива). Имеется
и производственный процесс, способный поглотить
практически неограниченное количество покрышек, при
этом с минимальным (по сравнению с иными способами
сжигания) уровнем эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу:
это производство цемента. Однако пока внедрение
технологий использования отработанных шин в качестве
топлива сдерживается и административными барьерами,
и отсутствием стабильного потока покрышек. На это
тоже есть свои причины: покрышки относятся к отходам
IV класса опасности, и каждый, кто решил производить с
ними те или иные действия (например, автосервис), обязан
получить лицензию. Понятно, что желающих пройти
данную процедуру практически не находится…
Разумеется, цементный завод – не единственная возможность
завершить жизненный цикл покрышки. Есть такие
методы, как пиролиз и газификация, позволяющие получать
из покрышек востребованную продукцию; есть и
технологии, позволяющие получать конечный продукт из
самих покрышек, без разрушения материала.
Так или иначе, нет сомнений в том, что у утилизации отработанных
шин – большое будущее, и эра замусоренных
покрышками обочин в нашей стране заканчивается.
А пока – полезного вам чтения!
№ 4 (130) 2017 (апрель)
Свидетельство
о регистрации
ПИ № ФС77-19989
от 29.04.2005
Учредитель
ООО «Отраслевые ведомости»
Издатель
ООО «Концепция связи XXI век»
Главный редактор
Ольга Шевелёва
E-mail: red@solidwaste.ru
Редактор
Юлия Баруздина
E-mail: red@solidwaste.ru
Дизайн и верстка
ООО «ИДЕЯ-М»
2 ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ № 4 2017
Реклама
Тел.: +7 (499) 267-40-10
E-mail: reklama@vedomost.ru
Подписка
В редакции
Тел.: 8-800-200-111-2 (бесплатный)
E-mail: podpiska@vedomost.ru
По каталогам
«Роспечать» – 36830,
«Пресса России» – 64264
За рубежом и в СНГ
ЗАО «МК-Периодика»
Тел.: +7 (495) 672-70-12
Факс: +7 (495) 306-37-57
E-mail: info@periodicals.ru
Адрес редакции
105066, г. Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2
www.solidwaste.ru
По всем вопросам обращаться
Тел.: +7 (499) 267-40-10/15
E-mail: podpiska@vedomost.ru
© ООО «Отраслевые ведомости», 2017
Отпечатано в типографии ООО «С-Принт»
Тираж 4 500 экз.
Подписано в печать 04.04.2017
Редакция не несет ответственности
за содержание рекламных объявлений.
Статьи, помеченные знаком «Ъ»,
публикуются на правах рекламы.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Использование материалов допускается только с письменного
разрешения редакции.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Экосбор – ошибочное решение, нужно было вводить именно самостоятельную
реализацию РОП, но вводить очень обдуманно, по отраслям. Если перечень
из 150 млн товаров регулируется одним законом, этот закон просто
физически не может охватить специфику сбора и утилизации каждого вида
товаров.
38
42
45
10
goods.kaypu.com
48
51
СОБЫТИЯ ФАКТЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ
В. М. АЛЕНЦИН
4–6
7
Расширенная ответственность исполнителя
Е. И. ТИМОХИНА
Важнейшие задачи реализации РОП
В. А. МАРЬЕВ, Т. С. СМИРНОВА
Формирование системы экотехнопарков в условиях РФ
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Тарифы под контролем
Догоним и перегоним?
Экологичное партнерство
ТЕХНОЛОГИИ
А. Г. ЮДАКОВ
Пиролиз – зеленая технология
В. В. СТЕНИН, Н. А. СТЕНИНА
Многоэлектродные плазменные системы для газификации
отходов
ПОЛИГОНЫ
В. А. ЯКОВЛЕВ
Инновационные противофильтрационные материалы
ОБЗОРЫ И АНАЛИТИКА
К. ЛИНЕНКОПЕР
На пути к правильной утилизации шин
32
36
54
№ 4 2017 ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ
3
16
20
22
24
26
10
12
52
54
58
60
62
Н. И. ПРОТАСОВ
Утилизация продовольственных отходов
И. М. БЕРНАДИНЕР, Н. С. ГАВРИЛОВА
Перспективное направление утилизации изношенных шин
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
С. Е. ВАХРАМЕЕВ
Переработка отходов в России: наши беды и победы
ОТХОДЫ И ОБЩЕСТВО
А. Ю. БЕЛОВ, Н. Е. РЯЗАНОВА
Стратегия общественного контроля
Неожиданный успех пластиковых крышечек
ОПЫТ КОМПАНИЙ
П. В. ВЕРГУН
Профессионализм регоператора – залог успеха реформы
КОММЕНТАРИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
С. В. БЕСЕДИНА
Покуда мы не выберем регионального оператора…
АКЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ
О. В. ШЕВЕЛЕВА
«Шина»: больше чем акция
ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ
Пятый межрегиональный круглый стол
Международный форум «Экология»
64 Подведены итоги премии Eco Best Award – 2017
При выборе регоператора в конкурсной документации указывается приведенный
тариф (средний за все годы деятельности регоператора), который
является критерием конкурса; но он не является тем тарифом, по которому
дальше придется работать с потребителем. Это достаточно условная цифра,
понижая которую, можно выиграть конкурс.
kp40.ru
Стр.5