Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме (290,00 руб.)

0   0
Первый авторТихон Задонский
ИздательствоТип. Дома призрения малолет. бедных
Страниц507
ID50083
Тихон, З. Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме : с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви / З. Тихон .— : Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864 .— 507 с. — URL: https://rucont.ru/efd/50083 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учение_иже_во_святых_отца_нашего_Святителя_Тихона,_новоявленного_угодника_Божия,_всея_России_чудотворца._Об_истинах_православно-христовой_веры_и_церкви_изложенное_в_азбучном_порядке_и_катихизической_форме.pdf
Стр.1
Стр.2
20 180 5 • срь ЙЖЕ В0 СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО СВЯТИТЕПЯ ТИХОНА УГОДВІШІІ вожш, иш тщ щшщк НОВОЯВЛЕННАГО ©1% КТІІАЖЪ ^ л ПРАБООАВНО-ХРМШОііВ РЫ И ЦЕРШ, ИЗЛОЖИІІІОЕ ВЪ АЗБУЧІІОМЪ ПОРЯДК й КДТЯХІІЗИЧЕСКОІІ ФОРМ ; СЪ ПРИСОЕДИНЕНІЕМЪ НЕМНОГІХЪ СТАТЕЙ ИЗЪ ШСАНІЙ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ I УЧИТЕІЕЙ " ЦЕРКВИ. •' ••'*•.;-. (Пздано es пользу вдовъ и cupoms духовнаго званіп Нижегородскоіі епархіи). САЫКТПЕТЕРБУРГЪ. 1864.
Стр.3
ш РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БК6ЛИОТЕКА * ГІ Іі. 200530444 9 г
Стр.4
Г\£ СВЯТИТЕМ ТИХОНА, ОБЪ ЙСТЙНАХЪ ^ЪРЫ и UEPKBN.
Стр.5
Учение_иже_во_святых_отца_нашего_Святителя_Тихона,_новоявленного_угодника_Божия,_всея_России_чудотворца._Об_истинах_православно-христовой_веры_и_церкви_изложенное_в_азбучном_порядке_и_катихизической_форме_(1).pdf
234 МОЩИ.—МУЧЕНИЧЕСТВО. нпмъ съ в рою являетъ свышеестественную силу и чудеса. Ежеіи, какъ говоритъ Златоустъ, въ ветхомъ Зав т мертвецъ, прикоснувшійся ко гробу Елиссееву, расторгъ узы смерти: то т мъ паче нын , когда благодать обильн ё и сила Духа увеличенн е, прикасающійся ко гробу Святаго съ в рою получитъ бол е силы. Для сего Богъ и оставилъ намъ мощи святыхъ, дабы впушить намъ подобную имъ ревность, и представить аки н кое благоотишное пристанище. Молю убо, говоритъ дал е Златоустъ , ішлю вс хъ васъ, если кто изъ васъ въ уныніи, если въ бол - зняхъ, если во глубин гр ховъ, да притекаетъ с мо съ в рою: и отъ едпнаго воззр нія сов сть свою упоконтъ.» Зат мъ архипастырь Евгеній обращаетъ и внішаше, и мысль и взоры своихъ Новгородцевъ—слушателей напредле;кащія святыя мощи св. Никиты и говоритъ; «се гробъ Іерарха, пасшаго градъ и страну сію мен е десятил тія, но въ потоыств пребывающаго памятію и т ломъ седьыъ в ковъ! Се останки пастыря, умерщвленные міру, но исполненные Духа Божія! Се глава, н когда нав танп вражіиіш искушенная, по посл возмогшая и жкушаемымъ помощи! Се т очеса, которыя отъ помрачеція душевнаго просв щены были св томъ Божіимъ! Се т уста, которыя всегда отверсты бывали на пропов даніе Еваигелія, на поученіе доброд тели, на благіе сов - ты недоум вающимъ, на ув щаніе заблуждающихъ, на утвержденіе в рныхъ, ыа ут шеніе унывающихъ! Се то сердце, іюторое собол зновало бол зяующпмъ, сострадало страждущимъ и сорадовалось спасаемымъ! Се т руки, которыя подавали хл бъ алчущимъ, вводили въ домъ странныхъ, од вали нагихъ, воздвигалн падшихъ, прнносили умилостивительныя Богу жертвы! Се т ноги, которыя посп шно текли всюду на помощь, ут шеніе, вразумленіе блиаінихъ.» Повторю убо, что люблю святителя Евгенія, въ особенности— за его труды о святомъ угодник и чудотворц Тихон : безъ Евгенія мы не знали бы, можетъ быть, Тихонова душеспасительнаго Сокровища, отъ міра собираемаго. Зам - чу еще для тебя, возлюбленный читателю, что къ первоначальному настоящему ославленію св. мощей святителяТихона послужилъ, по возбужденію Промысла Божія, челш къ, Евгенію свогі: это—Серафимъ , во всю свою жпзнь самоотвераіеипо служившій Евгенію въ Псков и въ Кіев , и потоігь, не мало спустя по смерти Евгенія, удостоившійся быть настоятелемъ Задонскія, нын , по ходатайству СераФИма сего, первокласныя обители. Зд сь я усматриваю особое смотр піе Промысла Божія по молитвамъ праведника Божія—свят. Тихона. 0 ложномъ и истинномъ мученичеств вотъ что святитель Тихонъ говоритъ, разсуждая о божественности нашей В ры: все претерп лж и одол ли мучеыики святые и, что чудесн е, умерщвляемы были, но не умирали; въ огн н;егомы были, но не сожигаемы; въ вод потопляемы былп, но не утоііали; зв рямъ повергаеыы были на сн дь, но не были сп даемы, такъ что у пихъ ничто не могло отнять жпвота, пока время страданія и подвига ихъ не прошло. Сами мучители толикому му
Стр.1
МУЧЕНИЧЕСТВО.—МУЧЕНИКИ. жеству и д йствовавшей въ нихъ непоб димои сиі удивлялись, и нер дко, отвергнувъ прелесть идолопоклонническую, прилагались къ истин Евангельской. ІІравда, многіе и злод и ыного страждутъ неволею (ксключая изув ровъ, раскольниковъ и пр.), страшдутъ за беззаконія свои. Мученики же святіи страда.іи самопроизвольно (и съ мислію и сердцемъ просв щешшмъ), съ радостію, за то единственно, что отметали прелесть идольскую, и испов дали Христа. 0, свптги мученицы, иоюе добр cmpaдавшіе, молитеся ко Господу спастися душамъ пашимъ! Мученики суть неолровержимые свид тели и безмолвные доказатели свят йгаей в ры, нами испов дуемой. Съ сей точки смотря на нихъ, святитель Тихонъ сіе о мученикахъ говоритъ: мученики сутъ илодъ с - мени слова Божія, Апостолами по всей вселенной пос яннаго. Противъ ув ровавшихъ во Христа — какихъ клеветъ, поношеній, руганій, безчестныхъ именъ, укореній пе вымышляли іудеи и язычники! Какихъ тягчайшихъ мученій и ужасиыхъ сыертей не изобр тали цари и князи н велыюжи в ка сего! Вязали ихъ, въ темницахъ затворяли, гладомъ морили, нагихъ по улицамъ водилп, били, терзали, какъ волки—агпцевъ; въ котлахъ, с рою, смолою и масломъ наполнеішыхъ, варили; на р шеткахъ ліел зныхъ, какъ мясо сн дное, ііекли; въ разженныхъ пещахъ и въ раскаленныхъ волахъ м дяныхъ затворяли, въ воду и огонь повергали, и пр. ипр.; но ничего не усп ли; не могли погасить пламенп В ры... И, что чуди е, ч мъ бол е мучили в рныхъ, т мъ бол е число ихъ умыо235 жалось; и ч мъ множайшею кровію чадъ своихъ Церковь святая обогрялась, т мъ множа чадъ раждала, и святыя души ихъ жениху своеыу Христу, иакъ чистыя голубицы, кровію Его уб ленныя, на небо препосылала. В. Что должно знать о мученикахъ по отношенію къ соор^женію и освященію храмовъ Божіихъ? 0. 1) Преосвященаыи Гавріилъ, митрополитъ первопрестолыіаго града, въ книг своеи о чинополооюеніяхъ говоритъ: «хотя во врешя гоненіи, церкви устрояемы были, гд толыю можно было отъ гонителей сокрыться; но и тогда, обыкновенно, строили ихъ наді гробами ыучениковъ. Сему установленію сл дуя, седьмый Вселенскій соборъ, въ правііл 7, такъ предшісываетъ: да полагаются мучениковъ святыя МОЩІІ въ церквахъ, иліе безъ нихъ свящепи быша, по обычн й іголитв ; аще же святитъ безъ мощей, да извержется, яко преступникъ церковныхъ преданій. Сіе дало случай церквамъ, w. посвящаеыымъ Богу; святыхъ, яко ходатаевъ о деркви (гл. / 12).» 2) Преосвященньш Беніаминъ блаженнои памяти, бывшій архипастырь богоспасаемой паствы Нижегородскои, въ новой своей скриоіса.т (част. 3, гл. 8), написалъ: «на какой конецъ престолы на гробиицахъ лученическихъ поставляются и въ какоыъ нам реніи священнод йствіе на нихъ совершается, объясняетъ то блаж. Августинъ (кн. 8, гл. 27). Когда предъ-престоломъ, надъ святьшъ ыученпческимъ т ломъ воздвигнутымъ, приносятся молитвы Богу, сод лавшему ихъ и челов ками ц мучениками: тогда научаемся къ подра^ давать именад.
Стр.2
236 МУЧЕНИКИ.—МЫТАР .—МУРОПОМАЗАШЕ. жанію въ полученіи т хъ же в нцевъ»... В. He говоритъ ли святитель Тихонъ о мученичеств духовномъ? 0. Говоритъ (во 2-й част. л. 237) такъ: что идолъ? Есть гр хъ сод - ваемый. Что каппще? Гр холюбивое сердце. Кто идолопоклонникъ? Гр - холюбивый челов къ. Что идолослуженіе? Страстолюбіе. Что подвигъ мученическіп? Сопротнвленіе гр ху. Кто мучитель ? Злый обычай. Кто слуги тяучптелевы? Помыслы, ко гр - ху приводящіе. Что многоразличное ыученіе? Непрестанная съ помыслами борьба. Что отверженіе Христа? Соизволеніе на гр хи. Что жертвоприношеніе идолу? Гр ха самымъ д ломъ исполненіе. Симъ противляяйся есть безъ крове мученикъ. He поыолиыся Фарисейскп, братія; ибо возносяй себя сыирится; смиримъ себя предъ Богомъ мытарски, пощеніемъ. зовущи: очистины,Боже, гр шныя (Стихир. 1 въ нед лю ыитаря). Мытареву притчу всю уразум вше умоыъ, пріидите поревнуемъ слезамъ, духъ сокрушенный Богу приносяще, гр ховъ пщуще оставленія (изъ канона). Мытареву обычаю поревнуемъ, ішченіе возношенія дачече отметающе (оттуда же). Высокор чія уб жимъ Фарисеева, смиренію же навыкнемъ мытареву....Сіштьт Іоаннъ Златоустый, изъясияя притчу о Фарисе и мытар , вотъ что внушаетъ намъ: «станеігь зд сь, братія, скорб ть иплакать о гр хах'ь....Но теб стыдно разсказать о гр хахъ своихъ?.... Стыдно гр шить; пов дывать гр хи;—и что я говорю, что памятованіе о гр хахъ не иостыдно? He столько прославляетъ насъ память о доброд теляхъ, сколько воспоминаніе о гр хахъ. Напротивъ еще, память о доброд теляхъ не только не прославляетъ, но и подвергаетъ стыду и осуждепію; а памятованіе о гр хахъ сообщаетъ намъ всякое дерзновеніе и оправданіе. Кто говоритъ объ этомъ? Фарнсей и мытарь. Ибо этотъ, открывши гр хи свои, вышёлъ изъ храма оправданъ; а тотъ, разсказавши о своихъ доброд теляхъ, вышелъ униженный предъ Боголъ, Видшпь ли—какой вредъ отъ паыятованія о своихъ доброд теляхъ? И какая—напротивъ, польза, отъ незабвенія гр ховъ?....Но не довольно сказать: я гр шникъ; надобно припомнить и каждый видъ гр ховъ: потому что, какъ огнь, упавши въ терніе, легко истребляетъ ояое; такъ и душа, часто у себя перебирая гр хи, легко ихъ истребляетъ и изглаждаетъ. Богъ же, поб ждающій беззаконія, истребляющій неправды, и отъ гр ховъ да освободитъ насъ, и царствія небеснаго да сподобитъ, благодатію и челов колюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Hero же и съ Нимъ же Отцу, купно со Святымъ Духомъ слава, нын и присно и во в ки в ковъ. Аминь». В. Что есть м ропомазаніе? вопрошаетъ святый строитель таинъ Божіихъ—Тихонъ въ своемъ наставленіи духовенству. 0. М ропомазаніе есть таинство, а не исвъ которомъ даются намъ отъ Духа Святаго благодатпые дары,возращающіе и укр пляющіе въ жизии духовнои. В. Какая матерія или вещество сего святаго таинства? 0. М ро святое, отъ Архіерея освященное.
Стр.3
МУРОПОМАЗАШЕ. В. Какая Форма или совершеніе таинства мгропомазанія? 0. Сіи слова: печать дара Духа Святаго. Лминъ. В. Что подобаетъ хранить въ тайн сей? 0. Дв вещи: 1) да будетъ Мгро святое, неповрежденное въ своемъ благоуханіи. Ибо М ро, не им ющее благоуханія, или возсмерд вшее, недовольно (недостаточно) къ совершенію Тайны, яко прем нися существо, гізм тшиуся благоухаигю. 2) Помазуя Іерей на опред ленныхъ членахъ, ко всякому поыазанію да приглаголиваетъ вышеозначенныя слова: печать дара Духа Святаго. Аминь. В. Какъ святитель Тихонъ выясняетъ, что благодать, пріятая нами въ таинствахъ св. Крещенія и М - роііомазанія, ыо;і;етъ и доляша подвигпуть насъ къ удаленію отъ гр - ха? 0. (Ки. 8, § 409). Об щаніе, учи237 и в ры своей Богу и теряетъ благодать не токмо тотъ, кто устами отрекается Его и обращается къ идоламъ; но и тотъ, который повел ній Его и запов дей отрицается и не работаетъ Ему, но работаетъ гр ху. Посеыу не токмо отрицанія ^устнаго, но и сердечнаго, ноторое чрезъ гр хъ и беззаконіе бываетъ, берещися должно. He сохранившимъ же об іцанія и отлучившимся отъ Бога яе должно медлить въ пагубномъ семъ отлученіи, но, по подобію блуднаго сына, возвратиться къ небесному Отцу и со смиреніемъ проспть прощенія у Hero и впредь отъ дому Его святаго, т. е. отъ Святой Церкви, не удалять себя беззаконнымъ житіемъ. 0 таинств Мгропомазанія святый неяное нами при св. крещеніи, и благодать Духа Святаго, дарованная намъ въ таинств М ропоыазанія, да отвратятъ насъ отъ гр ха, и да подвигнутъ къ благочестію. Тогда мел;ду Богомъ и наыи зав тъ постановленъ: мы отреклись сатаны и вс хъ д лъ его, об щались Богу слуоюить преподобіемъ и правдою предъ Нимъ вся дни живота пашего, и Богъ насъ въ Свою высочаышую ыилость приыялъ, изліявъ въ насъ благодать Свою и силу, и въ Своей ыилости об щгичся содержать насъ. Богъ в ренъ пребываетъ: должно убо и намъ об щаніе свое помнить и хранить, и в рными быть Богу нашему, и работать Ему чистымъ сердцеыъ He сохраняетъ об щанія Кириллъ Іеруса.іимскій говоритъ: «и во первыхъ помазани бысте на чел , да избудете студа,. его же первыи преступникъ челов къ всюду обношаше, и да откровешшмъ лицемъ славу Господшо.взираете. Также на ушесахъ, да пріимете слышательныя Бол ественныхъ таинъ ушеса, о ЕОИХЪ Исаія глаголетъ: гі прилооюи Господь ухо, еоюе слышати. Потоыъ на ноздряхъ, яко да Бо;кественнызіъ облагоухавшеся м - ромъ, возглаголете: Христово благоухапіе есмы Боіов . Посемъ на перс хъ, да облекгиеся въ бронп нравды,, стаиете проптву кознемъ діавольскимъ Сего святаго жущ помазаиія сподобльшеся нарицаетеся христіане, лріистиыствующе сему ииеіш чрезъ возрожденіе. Помазавшеся убо св. ы роліъ, соблюдите ё нескверио и непорочно въ васъ (пр. митрополита Гавріила о чиноположенгяхъ гл. 7, § 260).»
Стр.4
238 МУРОВАРЕШЕ.—ЫАГРАДА и НАКАЗАШЕ. 0 М ровареніи преосвящ. Гавріилъ, ыитрополитъ Новгородскій и С. Петербургскій, въ кннг своей: о слуоюеніи и чипоположеніяхъ Православной Церкви (въ гл. 13, § 353), говоритъ сл дующее: 1) помазаніе посвящаемыхъ Богу начало им етъ въ Ветхомъ зав т (Быт. 35, 14): 7іостави Іаковъ столпъ на м ст , ид оке глагола съ нимъ Вогъ, и возлія на new елегі (Исх. 29, 29). Ризы святы да будутъ сыномъ Ааропимъ помазатися гшъ въ нихъ (ст. 36). II помажеши ал~ тарь, яко освятнти его (гл. 30, 23). Возми аротамы и сот ориши ceil елегі помазаніе святое (1 Царств. 9, 15). Откры Господь Самуилу: утро иослю къ теб мужа, и да помажети его Царя (2 Царств. 2,4): и помазаше тамо Давгсда (3 Царств. 1, 39); ц взя Садокъ Іерейрогъ съ елшіъотъ Скиніи, и помаза Соломона (Пс. 88, 21). Елеемъ святымъ помазахо его. И какъ въВетхомъ зав т помазаніе было знаменіелъ посвященія Богу и ниспосланія Его даровъ: такъ и въ Новой благодати Ерещаемые поыазуются св. ыгромъ, чтобы т мъ свид тельствовать ниспосланіе благодатей. Симъ помазуется государь; поыазуется въ церкви престолъ, посвящаемыи Богу, яко знамепіемъ, являющінгъ ніісііосланіе благодатей. 2) Объ употреблспш св. ш-ра изъясняется въ чиноіюложеіііи о св. Крещеніи и М ропомазаніи, и объ освященіи церкви. Сіе наибод е вид ть мояшо въ поученгяхъ тстнствеиныхъ св. Кирилла Іерусалимскаго (Запов. Апост. Кн. 3. гл. 16, 17. Кн. 7. гл. 22. Кн. 8. гл. 29). 3) Но къ изъясненію М ропоыазаыія довольно послужитъ книга св. Діонисія Ареопагита (гл. 4): Объ Іерархіи Церковной. Онъ пишетъ, что сіе священнод йствіе учители наши нарпцаютъ таинствомъ мгра. При совершеніи ытра оглашенпые высылаются, наполняется храмъ благовоиіемъ, поются псалмы и чтется священное ІІисаніе; потомъ Архіерей, пріемъ м ро, возлагаетъ на бсшественный алтарь опое , восп вающимъ вс мъ священное богодухновениыхъ пророковъ п ніе, и исполнивъ надъ опымъ совершптельную молитву, во вс хъ для освящаемыхъ совершеніяхъ, его употребляетъ. Прим ч. Соедипеніе ароматныхъ веществъ въ болыпой мета.мическіп, чпстый сосудъ—для варепія бываетъ въ понед льникъ Страстныя седмицы; подікогу, или первый огонь подлагаетъ митрополитъ; до четверга діакопы въ облаченіи срастворяютъ, или изв стныыъ орудіемъ м шаютъ весь составъ, при чтеніи; въ четвертокъ Великій бываетъ освященіе мгра, чрезъ призываніе Св. Духа и ыолитву, въ то время, какъ священнод йствуется ташіство свят ышей Евхаристін. .іа Награда и наказаніе суть по-1 яая и удаленію отт. гр ха, основанбужденія къ исполненію закоыа Бо-1 ныя на полезныхъ или вредныхъ сл д
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ